В монографии в центре внимания образ мира и образ человека в повестях о Москве 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, которые предстают в работе не как сумма произведений и не как набор автономных мотивов, образов, а как единый сатирический текст (метатекст по отношению к отдельным произведениям), представляющий собой семиотически неоднородное целое. Сатирический образ человека и мира в прозе М.А. Булгакова рассматривается как образ человека, сформировавшийся в культуре XX века и отраженный на фоне картины мира. В нем преломились типические и индивидуальные черты человека в контексте переходной эпохи с учетом общественного сознания своего времени и социально-нравственного опыта человечества. Автор обращает внимание, что в тексте произведений Булгакова постоянно прослеживается взаимосвязь между вечностью, человеком, историей и культурой. В таком подходе к проблеме сатирического в литературном наследии художника учитывается весь комплекс исторических, философских, эстетических и этических взглядов писателя, воссозданных на страницах его сатирических произведений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Содержание
Часть I. Образ человека в сатирической прозе М.А. Булгакова
- Природа художественности повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
- Концепция человека в сатирическом модусе мира М.А. Булгакова
- Оппозиция «внешнего / внутреннего» в концепции человека
- Человек и «механизм»
- «Лицо» и «маска»
Часть II. Образ мира в сатире М.А. Булгакова
- Взаимообусловленность человека и мира в сатирических повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
- Человек и «вещный мир»
- Метафора «театр жизни» и ее реализация в сатире М.А. Булгакова
- Пространственно-временная организация сатирического мира в повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита»
- Образ города в хронотопе сатирического произведения