Разбросанные по вариантам романа реплики повествователя вроде «скажу адрес», «укажу дорогу» — свидетельствуют об общей игровой направленности и вовлечении читателя в поиск этих мест. Баланс авторской фантазии и реальных отсылок порождает большое количество версий и не прекращающихся дискуссий в особой области так называемого литературного краеведения, которая устанавливает точность воспроизведения писателем реального пространства. Немало сказано в этой связи и о топографии булгаковского романа — известны, например, экскурсии «По булгаковским местам», которые проводятся в Москве, что предполагает абсолютное совпадение художественного и реального пространства.
Однако в творчестве Булгакова наряду с максимальным приближением к реальности (в киевском Доме-музее органично сосуществуют два музея — семьи Булгаковых и семьи Турбиных, героев романа «Белая гвардия», настолько точен Булгаков в своих описаниях) присутствует и высочайший полет фантазии. В том же Киеве, изображенном в его первом романе под именем Город, наряду с прозрачными, угадываемыми названиями улиц соседствуют фантастические, никогда не существовавшие в реальном Киеве сады, укрывающие героя от преследования и спасающие ему жизнь.
В «Мастере и Маргарите» этот принцип — предельная точность в сочетании с раскованной фантазией — реализован в полной мере. Путь летящей Маргариты в районе Арбата можно проследить по карте Москвы, что и проделали литературоведы и любители творчества Булгакова (Мягков 1993, Авилова 1994). Так, в мемуарах современников (Н. Шапошникова) нашлось место нефтелавке «с покосившейся дверью», над которой пролетает Маргарита, — так и описана эта дверь, висящая на одной петле; в лавке, находившейся в переулке Сивцев Вражек в доме № 22 (Б.С. Мягков), во времена Булгакова торговали керосином, свечами, воском и т. д.
Но с той же легкостью куда-то в арбатские переулки автор поместил Дом Драмлита, где Маргарита устраивает погром в квартире критика Латунского, хотя современники отождествляли узнаваемый фасад, который «выложен черным мрамором», с построенным в 1935 г. домом для самых известных советских писателей в другом районе Москвы — в Замоскворечье (Лаврушинский переулок, д. 17) (ср. описание дома в Лаврушинском в воспоминаниях Н.Я. Мандельштам: «...мы сидели в новом писательском доме с парадным из мрамора-ламбрадора, поразившим воображение писателей»).
Неоднозначной оказывается привязка описываемых Булгаковым адресов и домов, например, продолжается спор о «готическом особняке», в котором живет Маргарита и который, похоже, не имеет однозначного прообраза; о доме № 13 и квартире № 47, где Иван Бездомный заимствует иконку, и т. п. Таков и подвальчик, где переживают «золотой век» главные герои романа. П.С. Попов, который пришел к Булгакову в начале 20-х годов с предложением быть его биографом, писал Е.С. Булгаковой: «...наш подвальчик Миша использовал для описания квартиры Мастера <...> завал книгами окон, крашеный пол, тротуарчик от ворот к окнам — все это он перенес в роман». Подобного же мнения придерживалась и вторая жена Булгакова, Л.Е. Белозерская. Однако подвальчик П.С. Попова находился в шестиэтажном доме, что побудило исследователей к поиску другого адреса. Владельцами следующего дома-«кандидата» были знакомые Булгакова, братья Топлениновы, имевшие отношение к театру (старший был актером и драматургом, младший — художником-декоратором), и в этом же доме десять лет прожил младший друг Булгакова, писатель С.А. Ермолинский. Однако предлагают и другие конкретные адреса.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |