Говоря о хронотопе романа, можно выделить две его разновидности: внутренний, т. е. сконструированный Булгаковым внутри текста «Мастера и Маргариты», и внешний, появляющийся в исследованиях, авторы которых ставили своей целью точно соотнести события романа с реальным временем, так же как описания Ершалаима и Москвы — с реальным пространством этих городов.
В «Мастере и Маргарите», построенном как текст в тексте, в каждой сюжетной линии есть свое время и его характеристики. Тем не менее можно отметить некоторые общие тенденции: так, Булгаков стремится создать в каждой из частей единое, недискретное время. Делает он это с помощью соединительных фраз, характерных для романов Л.Н. Толстого, — «В то время как...» (см., например, начало 8-й, 10-й и 18-й глав).
Наиболее часто возникают в тексте три временные точки — прежде всего, это 12 часов дня и ночи, полдень и полночь. Полночь, разумеется, связана с нечистой силой, Воландом и его свитой (в полночь Гелла с Варенухой навещают Римского, в полночь происходит бал Сатаны), хотя и не только с ними: «примерно в полночь» (309) засыпает Понтий Пилат, перед тем как увидеть вещий сон, в полночь ждавшие Берлиоза члены правления Массолита спускаются в ресторан Дома Грибоедова и т. д.
Полдень как вторая крайняя точка во времени также может быть связан если не с действиями дьявола и его свиты, то по меньшей мере с вмешательством некоей высшей силы: «около полудня» (172) Иешуа уходит от огородника на верную смерть. В полдень открывается касса варьете, на другой день после сеанса черной магии. В день, когда Маргарите впервые за последние полгода снится Мастер — это также день бала и возвращения Мастера, она просыпается «около полудня» (211). В полдень, «когда приходил ее час» (138), Маргарита обычно появлялась у Мастера в подвальчике.
Еще одна часто используемая Булгаковым временная точка — закат солнца. Известно, что в мифопоэтической традиции это граница дня и ночи; ежесуточный уход солнца есть «роковой час», «...та временная точка, где силы хаоса, неопределенности, непредсказуемости начинают получать преобладание» (В.Н. Топоров). В «Мастере...» закат, с которого начинается действие романа на Патриарших прудах, выполняет роль временного ключа. На закате происходит казнь Иешуа: «Солнце уже снижалось над Лысой Горой» (167—168). При закатном солнце Воланд со свитой покидает квартиру № 50, одновременно с этим, «на закате солнца» (353), происходит последний разговор Мастера с Маргаритой, когда они оба соглашаются искать утешения у нечистой силы. В Москве еще продолжается закат, когда Сатана со свитой, Мастером и Маргаритой покидают город.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |