Мир «Мастера и Маргариты» органически связан с миром внетекстовым, с современностью, в которой довелось жить писателю и которая отражена в романе многочисленными перекличками и отсылками, отнюдь не всегда понятными. Совершенно ясно, что достаточно часто сведения могут быть преподнесены в виде деталей и намеков, которые по истечении времени перестают улавливаться и без комментария становятся непонятными. Вглядевшись в них, можно выйти на уровень глубинных смыслов романа и увидеть, каким образом отдельные детали включаются в художественное единство и как они живут и функционируют в нем.
Фокусировка значимой детали происходит прежде всего при помощи разнообразных ее повторов в тексте. И если «переструктурировать» информацию, которую несут эти повторы, и проследить «движение» в «Мастере и Маргарите» отдельной детали «во времени и пространстве», ее контексты, то мы сможем понять, с какой целью она была введена в последний роман писателя, его последнее живое Слово. Так, например, возвращение к такой детали, как невысыхающая темно-красная лужа рядом с черепками разбитого кувшина с вином у ног Пилата, около двух тысяч лет ожидающего своей участи, придает ей новый смысл: она становится символом свершившегося убийства праведника и все еще не искупленной вины.
Важна и так называемая модальность, выражение отношения автора к разным сторонам бытия, преломившееся в его произведении, ведь в конечном итоге это возможность увидеть, что дорого писателю, а что вызывает у него отторжение и неприятие. Иными словами, даже кажущаяся незначительной или случайной деталь в «Мастере...» является частью целого, подчиняется авторскому замыслу, помогает глубже понять писателя и делает его мир более прозрачным и емким. Так, например, важно увидеть его глазами и бытовую, и литературную среду, окружавшую его при жизни, отразившуюся в тексте «закатного романа» и преподнесенную по правилам игры, которые предложил нам сам писатель. При чтении «Мастера и Маргариты» читателю предстоит воссоздать подлинный и неповторимый облик Булгакова. Детали могут многое рассказать нам о нем. Попробуем всмотреться в некоторые из них и понять, что стоит за ними.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |