Вернуться к И.З. Белобровцева, С.К. Кульюс. Путеводитель по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Берлиоз

В ряде случаев, несмотря на «ключи» к прототипу, назвать его, как в случае с Берлиозом, антагонистом Мастера и самого Булгакова затруднительно.

Фамилия Берлиоз возникла в самом начале работы над замыслом, затем имя, отчество и фамилия этого персонажа менялись не раз. В окончательном тексте Булгаков сделал его своим тезкой — Михаилом, создав «скрытый» каламбур (имя архистратига, призванного сражаться с Сатаной, присвоено в романе воинствующему атеисту — замечено Ф. Балоновым), и вернулся к варианту «Берлиоз», очевидно, привлеченный культурными ассоциациями, связанными с композиторской фамилией. Она как нельзя более отвечала замыслу «романа о дьяволе», ибо подсвечивала, как показал Б. Гаспаров, его фаустианские аллюзии.

В игровом сочетании — Михаил Александрович Берлиоз — не только имя персонажа совпадает с именем автора, но совпадают и инициалы — МАБ («мой милый МАБ» — так называла Булгакова жена Е. Замятина).

По портретному сходству — невысокий рост, лысина, громадные очки в роговой оправе, поучающий тон — прототипом Берлиоза, председателя Массолита (в редакциях — главного редактора журнала «Богоборец»), считали главу РАППа и главного редактора журнала «На посту» («На литературном посту») Леопольда Авербаха (1903—1937). Одним из аргументов в пользу этой версии была отмеченная учеными возможная музыкальная антропонимическая игра: Авербах — Берлиоз (Б.М. Гаспаров).

Варианты романа давали разночтения во внешности персонажа («темноволос», «черноволос»; «лысина»), которые заставили ученых называть в качестве его прототипа нескольких партийных деятелей от литературы: главного редактора журнала «Красная новь» Ф.Ф. Раскольникова; редактора театральных журналов В. Блюма; главу Наркомпроса А.В. Луначарского. В одной из ранних редакций романа был Берлиоз «в пенсне, лысоват», гладко выбрит, одет в гимнастерку, защитные штаны и сапоги, что обеспечивает несомненное сходство с обликом Луначарского, носившего полувоенный френч и сапоги; созвучными имени наркома просвещения были и первоначально обыгрываемые имена Антон и отчество Антонович. Кроме того, Берлиоз атеист, использующий чуть ли не цитаты из журнала «Безбожник». В 1927 г. вопрос о существовании Христа стал предметом нашумевшего диспута между Луначарским и митрополитом А. Введенским. Поводом к диспуту послужило признание писателем-коммунистом А. Барбюсом исторического существования Христа. В библиотеке Булгакова сохранилась стенограмма этой дискуссии и книга Барбюса «Иисус против Христа» (1928). Луначарский на диспуте вел себя, как Берлиоз в сцене беседы с Иваном Бездомным, что является весомым аргументом в пользу версии о нем как прототипе Берлиоза.

Среди прототипов назывались и писатели Демьян Бедный и М. Кольцов. В любом случае в Списки врагов писателя, составленные Булгаковым и его женой, кроме Д. Бедного попали все названные исследователями прототипы Берлиоза.