Вернуться к И.З. Белобровцева, С.К. Кульюс. Путеводитель по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Иуда

Иуда — в Евангелиях он именуется Иуда Искариот — один из 12 апостолов Христа. Значение прозвища Иуды Иш-Кариот не вполне ясно: иногда это название отождествляют с городом Кириафом, расположенным на северо-западе от Иерусалима, иногда возводят к арамейскому «лживый» или, по другой версии, «красильщик». Он ведал расходами общины учеников Христа и, судя по евангельским текстам, оказался не совсем добросовестным. Согласно Евангелиям, Иуда сам пошел к первосвященникам и предложил свои услуги.

Булгаков не придерживается евангельского сюжета: его «горбоносый красавец» Иуда не знаком с Иешуа Га-Ноцри и доносит на него из любви к деньгам. Он назван «любознательным человеком» (именно так охарактеризован в московском сюжете барон Майгель), что на языке романа означает «доносчик».

Иуда хорошо знает этикет доноса: об этом пытается сказать Иешуа прокуратор, когда «сквозь зубы» и с замерцавшими при этом дьявольским огнем глазами «в тон арестанту», рассказывающему о своей встрече с Иудой, проговорил: «Светильники зажег...» (31). Иуда зажег светильники, чтобы спрятанные им свидетели, оставаясь невидимыми, могли разглядеть лицо преступника, как того требовал закон.

Провокаторская просьба Иуды «высказать свой взгляд на государственную власть» отсылает к названию первой главы — «Никогда не разговаривайте с неизвестными», ибо такие ситуации и в московском, и в ершалаимском мире кончаются плачевно. Однако Иешуа Га-Ноцри, почти полностью лишенный Булгаковым провидческого дара, предчувствует только несчастье, приуготовленное Иуде, и по-человечески ему сопереживает.

Зато Понтий Пилат говорит об Иуде сквозь зубы и с дьявольским огнем в глазах, считая его виновником смерти «философа с мирной проповедью» и воплощением пронырливого шпиона: «Оцеплен сад, оцеплен дворец, так что мышь не проникнет ни в какую щель! Да не только мышь, не проникнет даже этот, как его... из города Кириафа» (38). Идея мести, овладевшая Пилатом, реализуется незамедлительно: суток не проходит, а Иуда уже мертв. Его искушением становится женщина.