Художественное время ершалаимских глав выражается не только грамматическими средствами, но и лексическими средствами, организацией словесно-образного материала, композицией произведения. Именные группы со значением времени служат для создания временной локализованности ершалаимских событий и участвуют в моделировании повествовательных отношений последовательности в тексте. Использование глаголов настоящего времени для описания гипотетического пространства имплицирует смещение временных пластов. В ершалаимских главах сложные предложения с временными придаточными выполняют текстообразующую функцию. В некоторых случаях придаточные части со значением времени выступают в качестве пограничного сигнала перехода от одной сюжетной линии к другой, являясь экспозицией ключевой сцены события.
Основные черты мифологической концепции времени нашли свое отражение в организации временной структуры ершалаимских глав в виде оппозиции циклическое — линейное время. Для художественного времени повествования характерны признаки мифологического времени: заполненность времени событиями, двуединая связь диахронии и синхронии, одновременное пребывание человека во времени и в вечности. Необходимо отметить, что мифологическая модель времени реализуется на различных уровнях организации текста. Так, циклическая модель мифологического представления о времени на лексическом уровне формируется употреблением слов пора, сейчас; обозначением суточных и годовых интервалов в тексте ершалаимских глав; использованием наречий времени опять, снова, еще. Во внутренней структуре ершалаимских глав циклическая модель времени создается анафорическими и рамочными повторами. На уровне структуры всего романа циклическая концепция вечного возвращения позволяет читателю осмыслить «повторение» ершалаимских событий в московских событиях как возврат во времени, повторение временного цикла.
Отличительными особенностями художественного времени ершалаимских глав является временная определенность событий, неравномерная скорость течения времени, минимализация времени перехода от одного события к другому.
Изменение временной перспективы ершалаимских глав находит свое выражение в изменении видо-временных форм глагола, являясь одним из критериев сегментации текста. В ершалаимских главах романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» видо-временные формы глагола выступают как один из текстообразующих факторов, участвуя в создании временной позиции повествователя. Помимо конструктивной функции видовременные формы глагола способны передавать дополнительные экспрессивно-эмоциональные значения.
Обращает на себя внимание особый интерес М. Булгакова к изображению перцептивного времени персонажа (Пилата). При восприятии некоторых событий в сознании Пилата происходит замедление «объективного» течения времени. Подобное наблюдается во время разговора с Иешуа, во время объявления приговора на площади, во время ожидания Афрания. Замедленные в перцептивном восприятии Пилата события создают основные смысловые точки, отношения между которыми развертываются в повествование ершалаимских глав.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |