В художественном тексте время и пространство тесно связаны. Категории пространства и времени обеспечивают целостное восприятие художественной действительности и организуют композицию произведения. Как отмечает М.М. Бахтин, «в литературно-художественном хронотопе имеет слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым: пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» (Бахтин 1986, 121). И.С. Гальперин в качестве одной из грамматических категорий текста выделяет континуум, который можно представить себе как определенную «последовательность фактов, событий, развертывающихся во времени и пространстве» (Гальперин 1981, 87).
Для нашего исследования важным является то, что мифологическое сознание не разделяет пространство и время. В мифе любое полноценное описание пространства предполагает определение «здесь — теперь», а не просто «здесь»; пространство и время образуют в этом случае неразрывное единство — хронотоп (МНМ, т. 2, 341), Для произведений литературы начала XX века справедливо высказывание В.Н. Топорова о том, что «в мифопоэтическом хронотопе время сгущается и становится формой пространства (оно «спациализируется» и тем самым как бы выводится вовне, откладывается, экстенсифицируется), его новым («четвертым») измерением. Пространство же, напротив, «заражается» внутренне-интенсивными свойствами времени («темпорализация» пространства), втягивается в его движение, становится неотъемлемо укорененным в разворачивающемся во времени мифе, сюжете» (Топоров 1983, 232).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |