Обозначив в первой главе время действия как декабрь 1918 года, автор-повествователь уточняет его лишь во второй главе: «белый мохнатый декабрь... стремительно подходил к половине», «восемнадцатому году скоро конец» (182).
Всё событийное время первой части романа, состоящей из семи глав, охватывает промежуток времени с вечерних сумерек двенадцатого декабря до семи часов утра четырнадцатого декабря. Описан всего один день (тринадцатое декабря), и то с полудня, но два вечера и две ночи. Причём описание дня с лёгкостью укладывается в одну неполную главу (шестую), все остальные главы первой части посвящены описанию двух вечеров и двух ночей.
Явное нарушение цикличности описанного в романе времени указывает на его необычный, кризисный характер, когда большая часть событий совершается не днём, а вопреки логике, ночью.
Но столь, казалось бы, незначительный по протяжённости промежуток событийного времени — чистая иллюзия. Временные границы с лёгкостью раздвигаются повествователем, и даётся фрагментарное описание картины исторических событий, предшествующих описанным дням, и тех, которые наступят значительно позже. Прежде всего, это ретроспекции, связанные с прошлым отдельных героев романа, повлиявшим на жизнь всех героев и Города в целом. Так, описание карьеры Тальберга во второй главе дано на фоне исторических событий, происходивших в Городе с марта 1917 года. Чётко датировано описание жизни Города во сне Алексея, который содержит не только ретроспекции, но и проспекции: самая ранняя дата, встречающаяся нам в его сне, — 1916 год, а самая поздняя указывает на последствия событий на Перекопе в 1920 году, выходящие за временные рамки действия романа.
В историческом плане это события, связанные с первой мировой войной (участником которой был Алексей Турбин), февральской, октябрьской революциями и борьбой за власть на Украине во время гражданской войны.
Ретроспективно упомянутые факты объясняют причины и раскрывают смысл тех событий, которые происходят как бы в настоящем времени романного повествования. В таком контексте первая часть романа изображает борьбу гетманских войск в пригородах с мужиками, сочувствовавшими Петлюре и ненавидевшими офицеров, и формирование и экипировку добровольческого Мортирного Дивизиона под руководством полковника Малышева для защиты Города.
Тревожная важная ночь с тринадцатого на четырнадцатое декабря 1918 года накануне взятия Города расписана в последней (седьмой) главе первой части буквально по часам — это канун решающих событий. События этой исторической ночи развиваются одновременно на Владимирской горке, во дворце гетмана, у «мадам Анжу», в Александровской гимназии. Булгаков использует приём параллельного описания событий, происходящих в одно и то же время в разных местах, что расширяет границы времени, оно как бы насыщается событиями, уплотняется.
В композиционном плане первая часть представляет собой экспозицию и завязку эпического сюжета романа.
Во второй части романа (в главах с восьмой по одиннадцатую) дано описание всего одного дня — четырнадцатого декабря 1918 года — и утра пятнадцатого декабря (в последней, одиннадцатой главе). Основные события этих глав связаны с борьбой петлюровской армии за Город.
Создавая панораму всего одного, но важного исторического дня, автор-повествователь вновь, как и в первой части, постоянно раздвигает временные границы весьма обширными ретроспекциями. Изображение в восьмой главе утра и дня четырнадцатого декабря в «пятнадцати верстах от Города» в виде пробуждения и выступления строя полковника Козыря-Лешко сопровождается упоминанием двух исторических дат — 1914 и 1917 годов. Эти даты вставлены в контекст личной судьбы, они объясняют прошлое и настоящее полковника петлюровской армии: «до 1914 года Козырь был сельский учитель», а «к 1917 году был произведён в офицеры» (277). В этой же главе дано описание действий полковника Торопца, при помощи которого автор возвращает читателей в обстановку двух предыдущих бессонных ночей, когда петлюровский офицер разрабатывал свой план взятия Города, напоминает о «месяце облоги» Города армией Петлюры. Кроме того, в этой же, восьмой главе, представлены события предыдущей ночи в штабе полковника Щеткина и повествуется о его предательстве и побеге. Завершает главу изображение въезда в Город разведки Болботуна, мимоходом расправившейся с подрядчиком Фельдманом.
В девятой главе, повествуя о встрече войска Болботуна с бронемашиной, автор даёт причинно-следственный анализ происшествия, для чего знакомит читателей с М. Шполянским и Русаковым. Рассказ о Шполянском вновь обращает бег времени вспять: сначала к маю 1917, когда он получил Георгиевский крест из рук Керенского, а затем к декабрю 1918. Подробнее всего описана ночь со второго на третье декабря, предопределившая то, что случилось четырнадцатого декабря.
Десятая глава — это изображение событий от рассвета до трёх часов дня четырнадцатого декабря, в которых участвуют Най-Турс, Николка и Алексей. Повествование о Най-Турсе вновь прерывается предысторией его действий, расписанных по числам от начала декабря.
Действие одиннадцатой главы происходит с трёх часов дня четырнадцатого декабря до двенадцати часов дня пятнадцатого декабря. Она чрезвычайно насыщена событиями и расписана по часам и даже минутам настолько плотно, что в ней нет места никаким ретроспекциям. Действие чётко соответствует настоящему моменту романного времени. События этой главы связаны с судьбами Най-Турса и Николки, решавшимися в этот день, а в конце главы выясняется и судьба Алексея Турбина на фоне происходящего в Городе захвата власти Петлюрой.
Для второй части важна характеристика скорости развития событий, поэтому автор вновь использует приём изображения одномоментных событий в разных пространственных точках. Постоянная смена места действия свидетельствует о том, как стремительно развиваются события, как много их происходит за небольшой срок, как трудно человеку уберечься в этом сумасшедшем течении времени. Таким образом, пространственные отношения выполняют функцию временных.
К описанию хронологии второй части романа больше подходит слово хронометраж, так как вся картина захвата Города войсками Петлюры укладывается практически в одни сутки, расписанные по часам и минутам. Фиксация времени, кроме того, выполняет роль композиционного приёма, позволяющего автору художественно соединить фрагменты романа, в которых действие происходит в различных пространственных точках.
С точки зрения развития эпического сюжета исторического плана вторая часть, несомненно, представляет собой кульминацию.
Третья часть является наиболее протяжённой по времени. Её хронология охватывает промежуток с пятнадцатого декабря 1918 года до ночи со второго на третье февраля 1919 года. С исторической точки зрения, это и есть период правления Петлюры в Городе. Однако событийное время охватывает всего несколько дней: пятнадцатое, шестнадцатое, семнадцатое, двадцать второе декабря, второе февраля и ночь на третье февраля.
Время, расписанное в первых двух частях последовательно по дням и числам, в третьей части представлено скачкообразно, вероятно, в связи с тем, что решающие исторические даты уже в прошлом. Тринадцатая глава является ретроспекцией бегства Алексея Турбина и хронологически относится ко второй части; между семнадцатой и восемнадцатой главами проходит пять дней, а между восемнадцатой и девятнадцатой — больше месяца. Но зато события девятнадцатой и двадцатой глав, происходящие второго февраля и в ночь на третье, параллельны событиям первой части: снова тревога и ожидание прихода в Город новых властителей — большевиков. День второе февраля вновь обозначен в тексте как «исторический день» и оказывается по своему смыслу как бы соотносимым с двенадцатым и тринадцатым декабря 1918 года, описанным во второй главе романа, так как связан с очередной сменой властителей-захватчиков Города.
В главах, повествующих о жизни Турбиных после рокового дня захвата Города петлюровцами, фиксируются дни, время суток, часы, а иногда даже минуты, но историчность времени как бы утрачена, у него уже нет никакого иного смыслового оттенка, кроме того, что изображается время, важное лишь для семьи, для судеб конкретных людей.
Первая дата в третьей части возникает в восемнадцатой главе, и её логический смысл лишён исторического характера, он связан с личной судьбой героя:
«Турбин стал умирать днём двадцать второго декабря» (407).
И лишь в предпоследней девятнадцатой главе романа повествователь возвращает нас к хронологии, связывающей весь эпический сюжет в нечто целостное и завершённое:
«Пэтурра. Было его жития в Городе сорок семь дней. Пролетел над Турбиными закованный в лёд и снегом запорошенный январь 1919 года, подлетел февраль и завертелся в метели» (413).
В композиционном плане развязка эпического сюжета, описанная в третьей части, является одновременно как бы завязкой следующего, ненаписанного сюжета. Таким образом, автор выводит героев и читателей на понимание повторяемости событий, но уже на следующем витке исторической спирали.
Обобщая исследование хронологии, отметим, что роман напоминает хронику событий, в которой точное обозначение времени сочетается с топографически точным обозначением пространства и сообщает авторскому повествованию признак объективности.
Исторически достоверно воссоздан реальный эпизод гражданской войны на Украине. Но роман не мог бы быть назван эпическим произведением, если бы суть изображённого сводилась к художественному воспроизведению эпизода.
Историческое время сюжета, связанного с захватом Города Петлюрой, предстаёт не только как время линейное, направленное от прошлого через настоящее к будущему, оно несёт в себе совершенно иную направленность: внутри этого направленного линейного движения возникает и выдвигается на первый план момент повторяемости и обратимости. Внутри текущего времени как бы возникает циклическое время.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |