Вернуться к А.С. Аванесова. Пространственные модели в «Театральном романе» М.А. Булгакова

1.1. Особенности пространственной структуры «Театрального романа»

«Ментальное пространство художественного текста эксплицирует авторскую картину мира, основу которой составляет существующий в сознании автора пространственно-временной континуум» (Щукина 2003: 66). Поэтому в первую очередь необходимо рассматривать общую пространственную картину мира М.А. Булгакова, где «основное значение имеет вертикальное измерение» (Гаврилова 1966: 191). Однако «Театральный роман» «представляет собой промежуточное произведение, в котором вертикаль проявляется только эпизодически, не составляя основного измерения» (Каухчишвили 2001: 79). «Уже в «Белой гвардии» структурная и сюжетная основа романа в буквальном смысле слова заключена в пространстве» (Каухчишвили 2001:12).

Пространство «Театрального романа», исходя из его названия, — место, заключающее в себе ядро событий, то есть театр.

Для многих людей — работников театра и зрителей — театр является особым сакральным местом. Это другой мир, построенный в соответствии с его собственными правилами, законами и традициями. Понятно, что с ходом времени они изменялись, этого требовали новые задачи, которые ставило перед актерами и режиссерами само время. Г.Д. Гачев писал, что «театр тоже re-ligia, то есть восстановленная связь, воссоединение <...> бытия и человека, общества и личности, разрозненного и случайного, многого и разного — в целостность» (Гачев 1968: 32).

Выбрав название для своего романа, Булгаков отводит читателям зрительскую роль, достигая тем самым эффекта непосредственного восприятия событий, подобного тому, которое характерно для зрителей сценического действа. «Сцена и зал, актеры и зрители все время меняются местами и подвижна и зыбка граница между театром и жизнью на протяжении всего романа» (Смирнов 1993: 141) При этом сам текст несет на себе отпечаток традиций и особенностей театрального искусства, которые естественным образом трансформируют роман в череду театральных миниатюр, связанных между собою в единый сюжет авторским замыслом. «Многоплановость бытия объясняется Булгаковым классической, но как бы заново открытой формулой: «Жизнь есть театр». <...> жизнь прорывается в искусство, искусство в жизнь; в этом смешении открывается и природа смешного, и его механика, но тем самым открывается и область подлинно серьезного, свободная от каких-либо иллюзий и условностей» (Кораблев: 49).

Сам Булгаков был человеком театра. Не случайно он вложил в уста Максудова слова, которые тот произносит после первого знакомства с Независимым театром: «Этот мир мой...» (4: 388).

Подобно этому, читатели, держащие в руках книгу, одновременно существуют в трех измерениях и могут следить за событиями в двух первых непересекающихся пространствах. Четвертым измерением будет все то, что остается за кадром любого текста: реальные события, прототипы персонажей, авторский замысел и установка, та тайна, которая поможет наиболее полно понять и осмыслить любое произведение.

Актеры на сцене, зрители в партере, читатели и исследователи культурно-исторических реалий текста находятся в разных, иногда параллельных, иногда взаимопересекающихся пространствах. «Театральный роман» в своем названии несет установку на четырехмерную структуру пространственной модели. Но «художественное пространство романа о театре сложно организовано и на самом театре не замкнуто. Оно включает в себя ряд спорящих и взаимоисключающих миров» (Смелянский 1989: 394). Максудов, вспоминая о своем прошлом, сам называет эти миры: «Мир первый: университетская лаборатория» (4: 381), мир гражданской войны, мир «Пароходства». Следующий мир молодой писатель никак не обозначает, но понятно, что речь идет о литературе и театре. Из перечисленного мы видим Максудова только в двух последних мирах, каждый из которых организует свое пространство. Обстановка помещений, в которых перед читателями предстает герой «Театрального романа» — дома, в гостях у литераторов, в театре, на квартире Ивана Васильевича — во многом является смысловым ключом к интерпретации художественного смысла всего эпизода.

Анализ пространственных отношений позволяет раскрыть дополнительные смыслы подтекста «Театрального романа», маркированного пространственными реалиями.