Вернуться к А.С. Аванесова. Пространственные модели в «Театральном романе» М.А. Булгакова

Глава 1. Пространство в «Театральном романе» М.А. Булгакова

Нарисованный Булгаковым художественный мир «Театрального романа» можно представить в виде декораций к спектаклю. Условно говоря, читатель видит героя-Максудова в трех мирах: в его комнате, в квартире модного литератора и в Независимом театре. Спектакль может быть построен на 4-х действиях: в 1-ом действии события разворачиваются в комнате Максудова, 2-ое — посвящено чтению романа, в 3-м герой знакомится с театром, наконец, в последнем 4-ом действии зритель застает героя снова в его комнате. Причем, новое действие предваряет смена декораций. Предметный мир нового пространства продуман Булгаковым с особой точностью, что связано с неомифологическим сознанием автора. Каждая деталь интерьера, заполняющая пространство, имеет свой определенный код. И, безусловно, над совокупностью описательных компонентов довлеет общая идея текста, складывающаяся из мельчайших компонентов и подчиняющаяся общей композиции. «Художник должен закрепить тем или иным способом преднамеренную им последовательность, рискуя без этого не понять самого себя. Эта схема или этот план произведения есть композиция. План — не содержания, как когда мы говорим о плане словесного произведения, а план организации пространства, каковой к сюжету никакого прямого отношения не имеет. Композиция есть, таким образом, схема пространственного единства произведения» (Флоренский 1993: 48).

Основываясь на истолковании понятия «художественное время и художественное пространство», как одного из «важнейших характеристик образа художественного, обеспечивающих целостное восприятие художественной действительности и организующей композицию произведения» (Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2003: 431), мы выделяем в литературе XX в. некоторые общие черты в пространственно-временной организации произведений: тяготение к вымышленной или безымянной топографии; использование замкнутого времени сказки или притчи, чему соответствует неопределенность места действия; обращение к памяти персонажа; историческое время рассматривается как герой произведения.

В «Театральном романе» Булгакова наличествуют практически все из перечисленных тенденций и форм пространственно-временной организации текста. «Превращение прозы в драму описано в «Театральном романе» таким образом, что его сегодня не обходит ни один ученый, занимающийся проблемой художественного пространства» (Смелянский 1989: 70).

Каким же образом в булгаковском романе реализуются черты пространственно-временной модели литературного произведения?

Во-первых, в «Театральном романе» автор использует реальные топографические названия — «Москва», «Сивцев Вражек». Однако некоторые реальные топографические указания — «Жил я в то время в плохой, но отдельной комнате в седьмом этаже в районе Красных ворот у Хомутовского тупика*» (4: 353) — требуют литературоведческой дешифровки, без чего авторский смысл, лежащий в их основе, будет просто потерян.

Во-вторых, условно можно определить суть «Театрального романа» как обращение к памяти персонажа. Характер описываемых событий прерывист: со второй главы записок — «Приступ неврастении», первое название которой было «История романа», — и по седьмую включительно автор рассказывает, как создавался его роман. Следовательно, эта часть романа приобретает обратный ход сюжетного времени. Такая особенность сознания героя позволяет сжать собственно время действия, между тем как на «экран припоминания» проецируется время целого года булгаковской жизни.

В-третьих, историческое время в «Театральном романе» является «героем» повествования. Во многих художественных произведениях начала XX-го века тема взаимоотношений творческой личности и власти была одной из ключевых. У Булгакова эта тема является рефренной. Достаточно вспомнить личность и судьбу профессора Преображенского, Персикова, и, конечно, Мастера. В этом же ряду стоит и Максудов — герой «Театрального романа».

Таким образом, в «Театральном романе» можно выделить общие тенденции пространственно-временной организации литературного произведения, характерные для XX века. Изучая «старый роман», В.Б. Шкловский пришел к выводу, что его герой — «это герой не на своем месте, герой одного общества, попавший в другое общество», что «для психологического романа основное — это человек не на своем месте» (Шкловский 1974: 571). «Принцип человека «не на своем месте» сохраняет, таким образом, устойчивость. Его можно считать одним из типологических признаков романной структуры: и в новом для себя положении, и в прежнем своем состоянии, то есть, будучи в пределах породившего героя общества герой в каких-то сущностных показателях оказывается этому обществу чужим» (Скобелев 1991: 206). Именно таков Максудов — главный герой «Театрального романа» Булгакова. Ему противен мир, в котором приходится жить, его не устраивает существование простого журнального служащего. Судьба преподносит начинающему писателю подарок: его приглашают работать в театр, увидев который, он был очарован, взволнован, почувствовал, что это его мир. Однако Максудов вскоре понял, что и там не может найти покоя и гармонии: и театральный мир оказывается для него чужим. «Тому причина — «приватность», наличие обязательных «частных» интересов. Они-то и порождают в романе несовпадение между обществом и героем» (Скобелев 1991: 206). «Главное здесь то, что «частная» судьба романного героя оказывается детерминированной как внутренними законами психологического развития, так и внешними по отношению к этому герою закономерностями социальной действительности» (Скобелев 1991: 210). Таким образом, «Театральный роман» несет на себе психологическую самоактуализацию и рефлексию внутреннего «я», раскрывающуюся через идентификацию, хотя, конечно, не полную, Булгаков — Максудов. Это и является отправной точкой для анализа данного произведения в данной работе.

Примечания

*. Здесь и далее «Театральный роман» М.А. Булгакова цитируется по изданию: Булгаков, М.А. Собр. соч. в 5 тт. / Под ред. Г.С. Гоца, А.В. Караганова, В.Я. Лакшина, П.А. Николаева, А.И. Пузякова, В.В. Новикова. ТТ. 1—5. — М.: Художеств. лит., 1989—1990.