Вернуться к А.С. Аванесова. Пространственные модели в «Театральном романе» М.А. Булгакова

Введение

Романное творчество М.А. Булгакова на протяжении многих десятилетий остается предметом неослабевающего интереса нескольких поколений литературоведов. Наибольшее количество работ посвящено роману «Мастер и Маргарита». Немногим менее интенсивно исследуется «Белая гвардия». И значительно меньше число научных трудов, посвященных изучению срединного текста булгаковской романной триады — «Театральному роману». Хотя к изучению «Театрального романа» обращались крупнейшие специалисты по творчеству М.А. Булгакова, такие как В.И. Немцев, М.О. Чудакова, Б.В. Соколов, Е.А. Яблоков, В.И. Лосев, А.М. Смелянский, М. Петровский, Ю.В. Бабичева, А. Нинов, И. Белобровцева, Е.Н. Хрущева, О.С. Бердяева и ряд других исследователей, он оказался «в тени» двух других составляющих триады, прежде всего — романа «Мастер и Маргарита». Не представлено ни одной диссертации, в которой «Театральный роман» был бы единственным объектом исследования. Исследователь Е.Н. Хрущева отмечает: «До сих пор существует не так много исследований «Театрального романа» как романа — повествовательного и семантического единства» (Хрущева 2004: 107).

Исследователями булгаковского литературного наследия реконструирована творческая история произведения. А. Кобринским опубликована «Динамическая транскрипция» романа Булгакова, позволяющая детально проследить работу автора над текстом. При этом исследователем использованы документы и материалы, касающиеся взаимоотношений Булгакова с МХАТом в период постановки его пьесы «Мольер». В работах М. Петровского, Ю. Бабичевой, А. Нинова «Театральный роман» Булгакова рассматривается в связи с общей проблемой театральности прозы писателя. Отдельных аспектов поэтики срединного романа Булгакова касаются такие исследователи, как В. Химич (рассматривает явления игры, мистики и мистификации в тексте); Ю. Белобровцева (определяет фантастику как средство описания, способа видения и познания мира в повествовательной организации «Театрального романа»), Е. Хрущева (изучает типы повествования в произведении Булгакова) и другие специалисты-булгаковеды. Однако, как отмечалось, «Театральный роман» не явился предметом специального монографического изучения. Многие проблемы поэтики булгаковского произведения остаются либо недостаточно исследованными, либо спорными. Сложная художественная структура «Театрального романа» требует комплексного подхода, основанного на исследовании аспекта, интегрирующего различные уровни интерпретации художественного текста в плане поэтики. Таким аспектом нам представляется рассмотрение пространственных моделей в «Театральном романе», выбор которого основан на глубинных закономерностях творчества писателя в целом.

В структуре булгаковского романа задается определенная система пространственных координат, сформулированная на сложном соотношение различных моделей пространства и эксплицирующая авторскую картину мира. При этом Булгаков последовательно акцентирует внимание на пространственном аспекте мировидения. Категория пространства «Театрального романа» требует подробного анализа, так как «пространство во всех сочинениях Булгакова играет основополагающую роль» (Каухчишвили 2001: 12).

И именно многоаспектный анализ пространственного континуума булгаковского «Театрального романа» позволяет целостно и системно рассмотреть художественную феноменологию его текста.

Сказанным выше определяется актуальность темы нашей работы.

Объектом диссертационного исследования является «Театральный роман («Записки покойника») М.А. Булгакова.

Предмет исследования составляет художественная семантика пространственных моделей булгаковского романа о театре.

Материалом поэтика «Театрального романа», а также альбомы, хранящиеся в архиве музея МХАТа в Москве.

Цель настоящего диссертационного исследования — выявление генезиса и художественных функций пространственных моделей в «Театральном романе» М.А. Булгакова.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

• выявить наиболее значимые пространственные модели в целостной структуре «Театрального романа»;

• рассмотреть модель «мнимого пространства» как средства актуализации открытости финала «Театрального романа»;

• установить соотношение между заглавием и подзаголовком романа Булгакова в аспекте его пространственного континуума;

• проанализировать архетипические особенности пространственной модели булгаковского романа в контексте фольклорной традиции;

• определить генезис и художественные функции моделей топоса «Театрального романа», восходящих к традициям русской литературы XIX века;

• выявить особенности пространства романа Булгакова в жанровом аспекте.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного многоаспектного исследования пространственной структуры «Театрального романа» М.А. Булгакова, что обусловило введение в научный оборот ряда публикаций, связанных с литературно-критической оценкой творчества писателя, ранее не привлекавших внимание булгаковедов.

Методологической базой диссертационного исследования являются труды по творчеству М.А. Булгакова (О.С. Бердяевой, И.Л. Галинской, Б.М. Гаспарова, В.Я. Лакшина, В.И. Лосева, Б.С. Мягкова, В.И. Немцева, А.М. Смелянского, Б.В. Соколова, В.А. Чеботаревой, М.О. Чудаковой, Е.А. Яблокова, Л.М. Яновской, и др.), помимо трудов крупнейших булгаковедов, труды по теории, поэтике романа (М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, Ю.В. Манна, Е.М. Мелетинского, Н.Т. Рымаря, Н.Д. Тамарченко Б.В. Томашевского и др.), исследования по проблемам текстологии (Д.С. Лихачева, С.А. Рейсера, С.И. Тиминой, М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской), по поэтике романа исследования в области художественного пространства и времени (работы М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Вяч.Вс. Иванова, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова, Д.А. Щукиной), включая проблему моделирования культурно географических образов (Д.Н. Замятин, О.А. Лавренова, В.Л. Каганский, И.Т. Касавин), работы по проблеме фольклоризма литературы (Л.И. Емельянова, У.Б. Далгат, М.Ч. Ларионовой, Д.Н. Медриша, В.Я. Проппа).

Методы исследования обусловлены его целями и задачами. В работе использовались структурно-типологический, историко-генетический методы исследования, а также элементы текстологического анализа и интертекстуального подхода.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии представлений о категории пространства в художественном тексте и пространства художественного текста, о механизмах восприятия литературных и фольклорных традиций в творчестве писателей XX века.

Практическая ценность содержится в возможности использования результатов работы в вузовских курсах по истории русской литературы XX в., спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству М.А. Булгакова, а также в практике школьного преподавания литературы. Представленные в работе материалы могут быть использованы для комментариев при подготовке научных изданий произведений М.А. Булгакова, т. е. в эдиционной практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пространственная структура «Театрального романа» включает нескольких моделей топоса: реальное географическое пространство; пространство дома; театральное (игровое) пространство.

2. Анализ моделей топоса в романе позволяет определить природу авторской интенции, воплощенной в заглавии текста — «Театральный роман» и его подзаголовке — «Записки покойника».

3. Открытость финала «Театрального романа», обусловленная обстоятельствами его творческой истории, является также существенной гранью художественной структуры текста, что выявляется в ходе интерпретации пространственных образов в тексте.

4. Одной из определяющих в тексте романа Булгакова является модель пространства, восходящая к фольклорному типу пространства — пространству волшебной сказки;

5. Существенные грани пространственной структуры романа Булгакова генетически связаны с пространственными моделями в произведениях русской классической литературы. Влияние этих моделей на «Театральный роман» актуализируется через обращение, выраженное с разной степенью открытости, к пространственным образам у А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского.

6. Пространство автора в «Театральном романе» («Записки покойника») М.А. Булгакова моделируется в соответствии с законами жанра «романа с ключом».

Апробация работы. Материалы исследования были представлены в виде докладов на международных народных конференциях «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2004 г.), «Соотношение рационального и эмоционального в литературе и фольклоре» (Волгоград, 2003 г.), «Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова» (Волгоград, 2005 г.), Международной научной конференции (заочной) «Восток-Запад: Пространство русской литературы» (Волгоград, 2004 г.), Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и в фольклоре» (Волгоград, 2007 г.), научно-практической конференции «Фольклор: традиции и современность» (Таганрог, 2003), на VII, VIII, IX научных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (ноябрь 2002, 2003, 2004 г.). Основные положения работы отражены в 10 публикациях, список которых прилагается.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами, характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (270 наименований) и приложения.