Вернуться к Н.В. Долгова. Поэтика сатиры М.А. Булгакова 1930-х годов

Глава 1. Феномен Ж.-Б. Мольера в поэтике сатиры М.А. Булгакова 1930-х годов

Художественное влияние Мольера на Булгакова все-таки остается белым пятном в булгаковедении, несмотря на то, что близость писателей констатировалась многократно и сопровождалась достаточно яркими примерами. Между тем, более пристальное внимание всегда принадлежало сопоставлению скорее творческих судеб, чем поискам художественного воздействия Мольера на Булгакова. К сожалению, вопрос о мольеровском начале в поэтике Булгакова до сих пор остается открытым: отсутствуют не только целостные исследования данного явления, но статьи, в той или иной степени затрагивающие эти вопросы, весьма немногочисленны. А.З. Вулис — один из первых исследователей, затронувших проблему творческого влияния Мольера на Булгакова. А.А. Грубин в своих статьях по данному вопросу осветил не только аспекты художественного воздействия Мольера, но и исследовательскую роль Булгакова как мольериста. (Подчеркнем, что на настоящий момент литературоведческая деятельность Булгакова-мольериста остается малоизученной, хотя писатель, в сущности, был одним из крупнейших специалистов российской мольеристики своего времени).

К работам, касающимся различных аспектов мольеровского влияния, относятся монографии А.М. Смелянского и Н. Натова. В.Б. Петров акцентирует внимание на родстве фарсовой поэтики двух писателей. И основное внимание исследователей привлекает образ Мольера в художественном мире писателя. Поэтому «мольеровской» темы так или иначе касались в своих исследованиях большинство булгаковедов: М.О. Чудакова, В.И. Лосев, Е.А. Яблоков, В.И. Сахаров, Б.В. Соколов, В.В. Гудкова, Ю.В. Бабичева, И.Е. Ерыкалова и т. д.

В связи с этим, рассмотрение в произведениях Булгакова тех элементов сатиры, которые отмечены общностью с мольеровскими и которые либо закономерно вытекают из последних, либо демонстрируют сходную художественную методологию, необходимо и обоснованно. Отметим, что одной из задач нашего исследования является перенесение анализа из сферы биографической компаративистики к родству художественного метода.

Но даже при такой исследовательской директиве нельзя оставить в стороне отдельные биографические моменты, тем более что они имеют непосредственную связь с изучением поэтики булгаковской сатиры.