Вернуться к Е.Н. Хрущева. Поэтика повествования в романах М.А. Булгакова

Глава 3. Три типа повествования в «Мастере и Маргарите»: калейдоскопичность и единство романа

Булгаков всегда хотел писать беллетристику. Он хотел, чтобы его читали. Он хотел признания. Успеха. Славы. Любви.

И вот теперь Михаил Булгаков популярен у читателей всего мира. Тиражи его для «серьезной» литературы просто немыслимы. Он несомненный лидер школьной программы по литературе для выпускного класса: даже те, у кого настольная книга — «Литература в кратком изложении», читали Булгакова. Пушкин — всенародный символ русской литературы вообще, а Булгаков — литературы двадцатого века. Не читать его считается неприличным.

«Белую гвардию» уважают. «Театральный роман» признают. Над «Собачьим сердцем» смеются. Зачитываются — «Мастером и Маргаритой». Цитируют — «Мастера и Маргариту». Эта книга изменяет мысли и судьбы. Это — любовь.

Бывает, что книга считается великой, но ее никто не читает. Кроме филологов. Бывает, что книга имеет массовый успех (детективы, например), но филологи ее игнорируют. Редко-редко мнение филологов совпадает с мнением народа.

«Мастер и Маргарита» — именно такой случай. Литературоведы, как простые читатели, не могут устоять перед обаянием этой книги.