Вернуться к С.С. Сермягина. Подтекст в прозе М. Булгакова: лингвостилистический аспект

Выводы

1) На новом уровне лингвистических знаний привлекают внимание те категории стилистики текста, которые активно рассматривали имманентные свойства художественной структуры. Так, подтекст, как основная категория художественной структуры, высвечивающая специфику художественного текста, в настоящее время в большей степени начинает изучаться в аспекте познания механизмов его (данного уровня) порождения.

2) Семантическое пространство текста соотносится с такими категориями, как «содержание», «смысл», «значение». Неявные смыслы художественного текста связаны с категорией «смысл», в основе которой — организованная рефлексия или совокупность всех доступных человеку смыслов.

3) Можно говорить о разных видах имплицитного содержания художественного текста. Одним из таких видов является «подтекст» — категория, обязательно присутствующая в художественном тексте и «заданная» его создателем.

4) Механизм познания подтекстовой (имплицитной) информации художественного текста в лингвистической литературе является одним из «открытых» вопросов. Незавершенность дискуссии связана со сложностью вычленения минимального смыслового сегмента, задающего глубину интерпретации художественного текста, а также с трудностью осмысления неоднозначно трактуемой категории (подтекста).