Вернуться к С.С. Сермягина. Подтекст в прозе М. Булгакова: лингвостилистический аспект

Глава III. Заглавие как «ключ» в актуализации подтекста художественного произведения

Заглавие замыкает в себе содержание текста, но «оно не есть та форма, в которой это содержание может свободно развиваться — напротив, оно сжимается в заглавии, сосредоточивается» [Гальперин, 1981: 133]. По определению И.Р. Гальперина, «название — это компрессированное, нераскрытое содержание текста, название своеобразно сочетает в себе две функции — номинации (эксплицитно) и функцию предикации (имплицитно). Название можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» [там же]. Но в то же время заглавие содержит в себе больше, чем «снятый» текст, оно включает в себя историю порождения текста автором и будущее «поле возможных интерпретаций» читателем [Гальперин, 1981: 134; Лотман, 1972: 22] По мнению Ю.М. Лотмана, заглавие может вступать в метафорические и метонимические отношения с обозначенным им текстом [Лотман, 1981: 6]. Представляется, что мысль Ю.М. Лотмана об особых отношениях (метафорического или метонимического характера) между заглавием и текстом позволяет рассматривать заглавие как особый прием выразительности, понимаемый в представленном исследовании в широком смысле, и трактовать участие заглавия в моделировании подтекста художественного произведения в одном ряду с тропеическими средствами текстовой структуры.

Соответственно, рассматривая заглавие как одну из сильных позиций в интерпретационном механизме художественного произведения, предлагаем процедуру постижения подтекста с опорой на ядерные СФОЕ органично сочетать с установлением смысловых отношений заголовка и текста.

При анализе использовались уже выявленные во II главе модели СФОЕ с целью доказательства взаимосвязи опорных образных текстовых единств и заглавия художественного произведения. Демонстрация такой взаимосвязи позволяет доказать прагматическую заданность всех образных элементов художественной структуры, включая и заглавие как особую образную единицу.

Обращаясь к заглавию как к структурно-семантическому компоненту художественного текста, мы из огромного количества литературы представляем только ту теоретическую информацию, которая связана с типологией заглавия, его основными признаками и функциональными особенностями. Наше внимание сосредоточено лишь на тех характеристиках этого текстового элемента, которые приоткрывают его рематический смысл.