Про этот двухэтажный особняк, украшенный резными колоннами из белого камня, первым делом обычно сообщают, что в нём жил сын вождя всех народов Василий Сталин. Правда, одни утверждают, что в 1930-х годах, другие — что в 1940-х, так что полной ясности нет; существует даже версия, что молодой генерал авиации проживал не в этом доме, а в соседнем, выходящем на бульвар. Они оба спрятаны за полосой непромокаемой ткани, натянутой на решётчатый забор, что подтверждает их принадлежность силовым структурам. Такой доскональный подход к обеспечению режима секретности выдаёт почерк профессионала старой школы — и, когда говорят, что здесь до Сталина-младшего проживал начальник охраны Сталина-старшего генерал Власик, в это верится легко.
Ещё рассказывают, что в 1960-х годах знаменитый разведчик Рудольф Абель поселился здесь после того, как дипломаты организовали его обмен на американского лётчика Пауэрса, сбитого в разведывательном полёте над Свердловском; но Абель — личность настолько легендарная, что решайте сами, верить или нет.
В XIX веке дом использовал в качестве московской резиденции архитектор Константин Андреевич Тон, регулярно приезжавший из Петербурга контролировать работы на строительстве храма Христа Спасителя. Рабочий кабинет для своего почётного постояльца хозяин дома устроил, конечно, здесь — поближе к этому белому ризалиту с ренессансными окнами, ведь они выходят как раз на храм...
Вид на Гагаринский переулок с Пречистенского бульвара (справа — дом Секретарёва). Фото из собрания Э.В. Готье-Дюфайе из фонда ЦИГИ, 1913 г.
Тон, посвятивший созданию храма всю вторую половину своей долгой жизни, так и не дождался окончания работ: в последний раз восьмидесятишестилетнего зодчего внесли под своды храма на носилках, когда художники ещё только завершали росписи стен.
Владелец дома, статский советник Петр Фёдорович Секретарёв, был известен в Москве как театрал, построивший в Нижнем Кисловском переулке «секретарёвку» — театр небольшой, но довольно интересный (хотя бы тем, что на его сцену впервые вышел Константин Станиславский). В гостях у Секретарёва бывали Савва Мамонтов и Михаил Щепкин, писатель Писемский и драматург Островский. Неудивительно, что и для постройки своего дома меценат пригласил человека, давно состоявшего архитектором при московских императорских театрах — Николая Ильича Козловского.
Из его построек до наших дней дошло немногое, но то, что мы можем увидеть, достойно внимания: и эта нарядная усадьба, и несколько храмов, и совершенно изумительная колокольня на Софийской набережной. Бело-розовая, нарядная и какая-то очень женственная, она словно переглядывается с горделиво застывшим по другую сторону реки Иваном Великим.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |