С церковью Вознесения Господня в Сторожах связано много разных событий, по большей части печальных. В этом соборе отпевали Михаила Щепкина, Марию Ермолову, а в октябре 1917-го отслужили панихиду по жертвам уличных боёв. Победители похоронили своих погибших — 240 человек — в братской могиле у Кремлёвской стены, что же до убитых противников, то их погребение большевики предоставили родственникам, что сделало подсчёт жертв невозможным. Но в городских моргах оставалось 37 трупов — юнкера, студенты, курсистки, случайно попавшие под пули неизвестные прохожие и даже пятеро детей, — позаботиться о погребении которых оказалось некому. Объединённый студенческий комитет взял на себя эту скорбную миссию, но предупредил, что похороны будут простые, без лозунгов и знамён. Тысячи москвичей пришли на отпевание. Храм был переполнен, а на прилегающих улицах и Тверском бульваре людей скопилось столько, что остановилось трамвайное движение.
В 1931 году храм был закрыт и превращён в склад, а затем использовался в качестве высоковольтной лаборатории Института имени Кржижановского. Экспериментаторы подвесили под куполом металлический шар, второй такой же поместили в колодце, специально вырытом точно под первым, и пропускали между ними электрический ток — видимо, изучали свойства молнии.
Шатровую колокольню, построенную в конце XVII века и оставшуюся нетронутой, когда веком позже храм перестраивали по желанию князя Потёмкина, разрушили в 1937-м. На её месте устроили сквер (где сейчас памятник «красному графу»), а вот новая колокольня появилась в начале XXI века, и это довольно интересная история.
Большая Никитская. Открытка из коллекции Михаила Азарха, 1900-е гг.
Храм строился очень долго, и в работе над ним участвовали Баженов, Казаков, Старов. Но никто из них не проектировал ту колокольню, которую мы видим. В этом не было нужды, ведь колокольня тогда уже стояла — перестраивался только храм, и никого не волновало, что стиль этих двух сооружений совершенно не совпадал; важнее было деньги сэкономить.
Но в наши дни реконструировать колокольню 1690 года постройки для храма, возведённого на сто шестьдесят лет позже, было бы не лучшим из вариантов. Поэтому нашли решение по-настоящему оригинальное и весьма удачное: используя проекты архитекторов конца XVIII века и 30-х годов XIX века, реставратор Олег Журин как бы «воссоздал» памятник, никогда не существовавший в реальности. Однако вы наверняка согласитесь: если об этой истории не знать, то трудно даже вообразить, что подобное возможно, — настолько гармонично сочетаются две эти постройки.
Поскольку в 1930-х годах уничтожение храмов являлось частью государственной политики, в длинном списке разрушенных церквей могла оказаться и эта. Уцелела она только потому, что в ней венчался Пушкин.
Храм «Большое Вознесение». Фото 2011 года
Вообще поэт хотел, чтобы всё было как можно более скромно, и даже выяснял вопрос, нельзя ли обвенчаться в домовой церкви у кого-то из друзей, но епархия не дала на это разрешения, ибо подобные обряды в домовой церкви могли проводиться только для членов семьи. Стремление поэта к скромности объяснялось желанием минимизировать расходы — Александр Сергеевич был ужаснейшим образом на мели. Он даже фрак для венчания не стал заказывать у портного, а взял напрокат у Павла Нащокина, ближайшего друга. Сочинительство приносило Пушкину очень неплохие деньги, но он всегда жил на широкую ногу и вдобавок был неизлечимым картёжником, однако в том феврале проблема состояла не в долгах: перед свадьбой жених тайно передал своей будущей тёще сумму в 11 тысяч рублей, которая и составила приданое Натальи Николаевны Гончаровой. Поэт не мог допустить, чтобы в свете его будущая супруга считалась бесприданницей.
Этой свадьбы Пушкин и хотел, и боялся. Кто-то нагадал ему, что смерть он примет через жену, и в молодости об этом предсказании поэт со смехом рассказывал друзьям. Его отношение к предсказанию изменилось, когда он посватался к Екатерине Ушаковой и та отказала, чтобы не стать даже косвенной причиной гибели человека, которым искренне восхищалась.
«Наталья и Александр». Скульптор М.В. Дронов, архитектор М.А. Белов при участии М.А. Харитонова. Фото 2013 г.
Когда Наталья и Александр стояли перед аналоем, в храм вошёл кто-то из опоздавших гостей, и сквозняк задул у жениха венчальную свечу. Имея живое воображение и веря в дурные приметы, Пушкин конечно же смутился и, нечаянно задев аналой, уронил с этой шаткой конструкции крест. Среди присутствовавших пробежал тихий ропот, всем это показалось недобрым предзнаменованием. Жених занервничал ещё сильнее и, когда настало время обменяться кольцами, своё уронил на пол...
Но всё же этот день остался в жизни Пушкина одним из счастливейших:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В 200-й день рождения поэта в сквере между храмом и Бульварным кольцом был торжественно открыт своеобразный памятник, фонтан-ротонда. Замысел можно признать удачным: не напыщенно-парадная, а простая и немного романтичная композиция, вдобавок с приятно-полезным дополнением в виде питьевых «родничков»...
Но воплощение получилось не идеальным: то ли колонны ротонды кажутся чересчур массивными, то ли сами скульптуры плохо воспринимаются из-за размеров (они меньше человеческого роста, что непривычно для статуй на пьедестале), так что в народе памятник окрестили «тараканами в банке».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |