Вернуться к В. Борзенко. «Пьеса принята единогласно». Михаил Булгаков и Театр им. Вахтангова

«Их нельзя хлопать по плечу»

В предвоенную пору командно-административные принципы руководства искусством, повсеместно насаждаемый стиль так называемого соцреализма, основные положения которого были сформулированы Ждановым и Горьким на Первом съезде советских писателей (1934), охватили все стороны театрального искусства. Ставилась главная задача — изучение жизни, правдивое отображение ее в «революционном развитии». При этом «правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны были сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»1.

Попов выпускает в ЦАТКА «Полководца Суворова» и репетирует во МХАТе «Трудные годы» об Иване Грозном (с Хмелевым в главной роли), Мордвинов ставит в Большом «Ивана Сусанина» и так далее. На алтарь новому времени вахтанговцы приносят и свою жертву: 16 марта 1940 года Охлопков выпускает здесь «Фельдмаршала Кутузова». Разумеется, говорить о подлинном историзме подобных спектаклей в таком случае трудно. Налицо идеализация главного героя, стремление подчеркнуть спасительную силу единовластной твердой руки. Но тем не менее возрождение этого жанра в советском искусстве было так же необходимо, как возвращение в годы войны к национальным корням, православной традиции. У власти был точный расчет: советский патриотизм чувствовал себя более уверенно, опираясь на патриотизм российский, на русскую воинскую славу.

Требовалось немалое мужество, чтобы в гнетущей атмосфере тех лет сохранить свое видение театра, не утратить энергии сопротивления наступающей безликости, серости. В этом смысле наличие в репертуаре «Дон Кихота» было для вахтанговцев своего рода отдушиной.

Это заметно даже по тому, с какой охотой и щедростью редколлегия газеты «Вахтанговец» на протяжении 1939—1941 годов уделяет место под разговор о предстоящем спектакле, словно держится за него, как за спасательный круг2. Обсуждается любая мелочь, от чисто организационных вопросов, расписания репетиций, сложностей в изготовлении декораций до высоких режиссерских задач. Возможно, сегодня приведенные ниже цитаты покажутся отчасти наивными. Но для своего времени эти публикации свидетельствовали о здоровом сердцебиении Вахтанговской труппы, стремящейся во что бы то ни стало не потерять своей художественной самодостаточности.

Репетиция сцены боя в спектакле «Дон Кихот». Андрей Абрикосов, Аркадий Немеровский, Николай Бубнов

20 декабря 1940

Экскурсия

12 декабря в помощь составу «Дон Кихота» была проведена экскурсия в Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Экскурсия прошла организованно, присутствовало 47 актеров. Экскурсовод прочитал лекцию на тему «Итальянское и испанское Возрождение». Кроме того, в гравюрном кабинете были показаны оригинальные гравюры и репродукции с картин испанских мастеров.

23 декабря намечается экскурсия в гравюрный кабинет для постановщика и исполнителей главных ролей: И.М. Рапопорта, Р.Н. Симонова, А.И. Горюнова, Н.Н. Бубнова и др.

В. Маковская

20 декабря 1940

«Дон Кихот». Режиссерская экспозиция

[...] Роман истолковывался и как произведение метафизическое, и как политический памфлет. Одни рассматривают это произведение как чисто комическое, другие утверждают его глубоко пессимистический характер, считая, что автор в этом романе убивает веру в высокие идеалы, во все возвышенное, прекрасное.

[...] Не менее распространенным был взгляд на Дон Кихота как на героя-борца за чистые идеалы. «Если переведутся такие люди (Дон Кихот), пусть закроется книга истории, в ней нечего будет читать» (из речи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»).

Эти и им подобные взгляды на роман Сервантеса мы не разделяем.

Мы рассматриваем роман прежде всего как произведение реалистическое и сатирическое. [...] Белинский говорит о «Дон Кихоте», как о благородном, но потерявшем чувство действительности и потому смешном, обязательно смешном безумце.

Философия Дон Кихота раскрывается в сочетании смешного и трогательного.

В чем трагедия Дон Кихота? В том, что он благороден, хочет добра, ненавидит зло, но живет вне действительности и поэтому все делает не так, как надо. Вместе с автором мы смеемся над ним и жалеем его [...].

Дон Кихот — Николай Бубнов

В Дон Кихоте, которого создал Рубен Симонов, не было излишнего пафоса, но была печаль. Он был «слишком сразу мудр» и будто заранее знал свою обреченность

Дон Кихот — Николай Бубнов, Санчо Панса — Иван Соловьев

2 февраля 1941

Репетиции «Дон Кихота»

[...] Актеры ведущих ролей до сих пор не знают текста, ходят по сцене с тетрадками, слушают суфлера.

Репетиции, как правило, начинаются с опозданием, отсутствует подлинная творческая собранность состава, и многие репетиции, особенно с участием массы, проходят неудовлетворительно.

[...] 28 января я должна была репетировать первую и восьмую картины.

По окончании репетиции 1-й картины обнаружилось, что для 8-й картины не хватает исполнителей. Отсутствовала А.М. Данилович — герцогиня.

Начались поиски. В репертуарной конторе сообщили, что Данилович вызвана и должна быть. Подождав еще немного, я обратилась к пом. режиссера т. Мехамеду, и тут только он сообщил мне, что Данилович больна и репетиции не будет.

Казалось, что о невозможности кого-либо из исполнителей присутствовать на репетициях т. Мехамед должен ставить в известность режиссера заранее.

Систематически на репетиции 8-й картины вызывается артистка Ершова.

Между тем она не произносит ни одного слова и должна вызываться только тогда, когда вызывается весь состав картины.

Все это является результатом нечеткой работы пом. режиссера [...].

23 февраля 1941

Из доклада И.М. Рапопорта на заседании художественного совета

[...] Фигуры Дон Кихота и Санчо должны быть сделаны, поданы, я бы сказал, в своеобразной монументальной форме, в форме эпической, в форме легенды о Дон Кихоте и Санчо. Их нельзя хлопать по плечу. Перенося их в театр, нельзя не отнестись к ним с точки зрения масштабности этих фигур в мировой литературе. И поэтому мне кажется, что в поисках разрешения спектакля нужно идти по пути реалистического разрешения образов и в то же время — театрального.

И вот здесь еще нужно сказать о том, что и Дон Кихот, и Санчо должны быть необычайно человечны актерски. Только через очень живую, очень большую искренность можно пронести трагикомическое начало образов. Ни в какой другой роли, может быть, не требуется такое напряжение всех душевных качеств актера, как в роли Дон Кихота.

Антония — Галина Пашкова, Карраско — Андрей Абрикосов, Дон Кихот — Рубен Симонов

22 марта 1941

«Дон Кихот»

С 13 марта, после первого чернового прогона всех картин для режиссуры начался второй тур работы над спектаклем. Ежедневно должна репетироваться одна из картин в условиях полной монтировки с установленным светом, всем реквизитом и бутафорией. Исполнители репетируют в костюмах и частично в гримах.

На примере репетиции 1-й картины 13/III видно, что еще не все условия выполняются. В частности, бутафорско-реквизиторский цех по 1-й картине до сих пор не сдал 2 шлема Дон Кихота и т. п.

Дни, отведенные планом на монтировочно-световые репетиции, истрачены, главным образом, на монтировку. Что же касается света, то освещение многих картин устанавливалось только 18 марта. [...]

И. Рапопорт, М. Зилов, А. Котрелев

Санчо Панса — губернатор. Сцена суда

4 апреля 1941

«Дон Кихот»

После просмотра генеральной репетиции 1 апреля руководители Комитета по делам искусств и Главреперткома назначили на следующий день обсуждение спектакля.

На заседании художественного совета, состоявшегося 2 апреля, с замечаниями по спектаклю выступили: начальник отдела театров и драматургии Главреперткома т. Хигерович, зам. начальника Театрального управления т. Фальковский и зам. председателя Комитета по делам искусств т. Солодовников. Все выступавшие товарищи в основном положительно оценили работу театра над осуществлением постановки «Дон Кихота» и сделали ряд существенных замечаний, как по линии развития образов основных исполнителей, так и по режиссерской линии. Театр имени Евг. Вахтангова, заявили они, имеет ли все данные для того, чтобы этот спектакль стал знаменательным явлением в искусстве? И потому, разрешив премьеру 5-го апреля, предложили провести дополнительную работу [...]

18 апреля 1941

Мои впечатления от спектакля

Перебирая свои впечатления от спектакля «Дон Кихот», мне хочется приветствовать очень хорошую работу Симонова — образ, им созданный, эмоционален и трогателен. Симонов сумел избегнуть театральных ходуль, на которые легко мог попасть актер в данном образе. Его пафос благороден, его переживания искренни и сердечны. [...]

Несколько слов к Горюнову. У Горюнова есть все данные, чтобы образ Санчо Пансы получился абсолютно убедительным. Прекрасны сцена оплакивания Дон Кихота после битвы с ветряными мельницами и сцена Санчо Панса — губернатор. Но есть в некоторых моментах выпадение из образа: мне кажется, это происходит тогда, когда Горюнов теряет наивность и непосредственность. Тогда вкрадываются черты некоторого резонерства, и это делает образ менее убедительным. [...]

Народная артистка РСФСР
Алиса Коонен

18 апреля 1941

О «Дон Кихоте»

[...] Крестьянок хотелось бы видеть менее изящными. Альдонса Лоренцо (Зорина) могла бы быть менее грациозной, а Мариторнес (Андреева) более безобразной. Принятие постановщиком к исполнению характеристики, данной Сервантесом Мариторнес как косой и неуклюжей девки, усилило бы комический характер сцен с ее участием. [...]

А. Поль

Примечания

1. Жидков В. Театр и время: В 2 ч. М., 1991. Ч. 2. С. 35.

2. Как это ни странно, но порой ему посвящается значительно больше места, нежели «Фельдмаршалу Кутузову» или спектаклю по пьесе Алексея Толстого «Путь к Победе».