Генриетта Михайловна Морозова, крупнейший краевед Калуги и моя добрая наставница в исторических розысках, летом 1972-го года сообщила мне, тогда рядовому советскому инженеру и, по совместительству, общественному корреспонденту калужской молодёжной газеты, о том, что на областную краеведческую конференцию прибыл высокий гость — бывший калужанин, генерал-майор Арсений Васильевич Тишков.
Как было известно из наших семейных преданий, матушка моя Тамара Павловна училась вместе с Арсением Васильевичем, а в 20-е годы он был очень дружен с моим отцом Владимиром Владимировичем.
Мы пригласили Тишкова к нам домой. Это была на редкость душевная встреча. Арсений Васильевич вспоминал о моём отце и даже о моём деде, свидетелем гибели которого от удара молнии летом 1926-го года он оказался. Узнав, что я занимаюсь краеведением и журналистикой, он поведал об одном событии, произошедшем в конце 20-х годов.
— Летом 1928-го или 1929-го года, — рассказал Арсений Васильевич, — в Железнодорожный райком комсомола, а я работал там агитпропом, вошёл высокий видный брюнет с сообщением, что в Калуге начинаются съёмки «игровой фильмы» (в те времена фильм называли «фильмой») о строительстве новых дорог и что съёмочной группе очень нужна массовка из местной молодёжи. Комсомольцы должны быть в соответствующем облачении: в кожаных штурмовках, с кирками и лопатами.
Попасть в «фильму» мне и моим коллегам, конечно, захотелось, и, несмотря на жаркую погоду, мы в этих самых кожаных штурмовках, вооружённые инструментом, раз за разом по указанию режиссёра проходили строем и с песнями на фоне водочно-спиртового завода — единственного тогда в Калуге подходящего предприятия с высокой трубой. Из трубы должен был валить густой чёрный дым, что, по замыслу создателей фильмы, означало явный признак работающего предприятия и символ индустриализации. Мы проходили и проходили раз за разом, а дым так и не появлялся. Наконец, рассерженный режиссёр, находившийся на высоком деревянном помосте, рявкнул в огромный жестяной рупор: «Что же это такое! В этом городе я за целый пятак дым не могу получить! Или деньги назад забирать?».
Как оказалось, сторож не работавшего летом из-за отсутствия сырья завода за полученный пятак должен был по команде подпаливать собранное тряпьё. Однако то ли он уже на этот пятак напился, то ли ещё что, но требуемый дым в кадре отсутствовал. Угроза режиссёра подействовала. Сторож быстро насобирал кучу тряпья и запалил его без всякой команды. Дыма хватило на целых три дубля...
На следующий год мы жадно смотрели эту немую кинокомедию и с восторгом узнавали себя и товарищей в заснятой массовке. Жаль только, ни названия фильма, ни фамилии режиссёра вспомнить сейчас, через сорок с лишним лет, не могу.
Помню только, что в фильме была смешная сцена: в одну из двух рядом стоявших церквей вошёл приехавший архиерей, а в ней давно расположился комсомольский клуб. Архиерей пошёл в другую, действующую, церковь, а туда на службу явился комсомольский докладчик...
Тогда, в начале 70-х, всё, что касалось истории Калуги, меня живо интересовало. Разыскать фильм, который снимался в Калуге и о котором почти ничего не знали калужане, стало для меня «делом чести, доблести и геройства». Увы, пробегая по страницам кинословарей с кратким пересказом фильмов 20-х — 30-х годов, я не находил сюжета, описанного генерал-майором Тишковым.
Летом 1973-го года я побывал у него в Москве. Гостеприимный хозяин, рассказывая о своей жизни, показывал удивительные фотографии. Он долгие годы работал во внешней разведке, в войну был в Германии и даже, кажется, стал одним из прототипов знаменитого Штирлица. Затем работал в Югославии советником Тито, потом из-за «изменения курса Югославии» попал в немилость к Сталину... Ещё позже занялся литературным творчеством. Вот, на память — книжечка о Ф.Э. Дзержинском.
Я снова задал вопрос о той «фильме».
— А не рассказывал ли я тебе, что в нём снимался знаменитый чемпион СССР по боксу Константин Градополов? Нет? Странно, как это я забыл! А ведь он играл там главную роль — шофёра нового автобуса, которому местные извозчики строили всякие козни. Так что попробуй поискать снова!
И я пустился в дальнейший поиск, пока не нашёл в одной из энциклопедий кино фильм «Крупная неприятность» с похожими фрагментами сюжета.
«Крупная неприятность» («Золотая колесница»). Комедия, 6 частей, 1826 метров, «Союзкино» (Москва), 1930 г., ВЭ 5 июня 1930 г.
Автор сценария и режиссёр А. Попов; сорежиссёр М. Каростин1; оператор В. Солодовников; художник Д. Колупаев; ассистент режиссёра И. Гордон.
В ролях: К. Градополов (Ванечка, шофёр), Д. Мощевитин (сапожник), В. Шухмин (Митя Пылаев), А. Войновский (Матвей Жига, кулак), Е. Ольгина (Маруся, дочь сапожника).
О проникновении нового в жизнь маленького советского городка, соединённого автобусной линией с железнодорожной станцией. Это вызывает резкое недовольство извозчиков, потерявших выгодный заработок. Однажды в городок приезжают два человека: докладчик — к прихожанам, а архиерей — в комсомольский клуб. После разного рода комедийных неурядиц всё благополучно разрешается. Фильм сохранился без 3-й и 6-й частей».
Публикации о фильме: «Кино». М. 10.06.1930 и 22.06.1930; «Кино и жизнь». М. № 8, 1930; «Советский экран». М. № 33, 1929; «Вечерняя Москва», 11.07.1930.»
Нашел я информацию и о создателях фильма.
«Попов Алексей Дмитриевич (24.03.1892—18.08.1961). Режиссёр. В 1912—1927 — гл. реж. театра Вахтангова, в 1930—1961 — гл. реж. Центрального театра Красной (Советской) армии. Режиссёр фильмов «Два друга, модель и подруга» (1928), «Крупная неприятность» (1930).
Каростин Михаил Степанович (р. 27.10.1895). С 1918 — актёр. В 1928 совместно с А.Д. Поповым поставил фильм «Два друга, модель и подруга», в 1930 — фильм «Крупная неприятность».
Колупаев Дмитрий Антонович (08.10.1883—27.05.1954), художник, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, художник во МХАТе. Работал в Свободном театре, с 1923 оформлял фильмы, в т. ч. «Морока» (1925), «Посторонняя женщина» (1929), «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), «Иван да Марья» (1928) и др.
Солодовников Владимир Алексеевич (р. в 1901), кинооператор, снимал с 1925 г., в т. ч. фильм «Посторонняя женщина» (1929).
Шухмин Борис Митрофанович, артист театра им. Вахтангова».
Информация, согласитесь, скудная. Мне не терпелось поговорить с ещё живыми участниками создания фильма, расспросить их о деталях съёмок, особенно в Калуге («ничто калужское мне не чуждо»). Но как их найти? Первая же попытка увенчалась успехом: Анатолий Михайлович Чайковский, главный редактор журнала «Физкультура и спорт», дал мне цепочку телефонов, по которым я и разыскал Константина Васильевича Градополова.
Константин Васильевич, узнав, что я интересуюсь фильмом, в котором он снимался, тотчас пригласил меня к себе. Через полчаса я был в гостях у мэтра бокса. Константин Васильевич бережно сохранял вырезки из газет и фотографии, связанные с рабочими моментами съёмок фильма. На одной из них — юный Градополов в роли шофёра Ванечки, а рядом с ним — красавица Евлалия Ольгина, игравшая Марусю.
Даже в присутствии супруги Антонины Ивановны Константин Васильевич не скрывал, что был влюблён в Лялю (так он её тогда звал), ей он посвятил лирические строки в своей книге «Воспоминания боксера». Судьба свела их раньше, ещё в 1928-м году, в фильме Ивана Пырьева «Посторонняя женщина». А перезваниваются они и поныне, и Константин Васильевич дал мне домашний телефон Евлалии Вячеславовны.
О самом фильме он рассказал следующее:
— После выхода на экран «Посторонней женщины» нас с Лялей пригласил сниматься Алексей Дмитриевич Попов. Фильм снимался в трёх городах: большая часть — в Калуге, в Угличе — крестный ход и церкви, в Новочеркасске — остальные кадры, требовавшие солнечного освещения. Вот на этой фотографии — тот самый автобус Ярославского автозавода, который возил нас по всем городам и сам «снимался» в фильме. Под руководством нашего шофёра я быстро освоился с машиной и со своей ролью в фильме.
В Калуге вся съёмочная группа жила в гостинице. В свободное время мы надевали спортивную форму и шли играть в волейбол с местными командами. К сожалению, с того времени ни мне, ни Евлалии Вячеславовне не удалось побывать снова в Калуге, а хотелось бы...
Помню характерный случай: на первый просмотр комедии пришли жена Алексея Дмитриевича Попова, Анна Александровна, и его 12-летний сын Андрей, снимавшийся, кстати, впервые в кино именно в этой картине в эпизодической роли ученика, кажется, в самом начале фильма. Во время просмотра Андрюша дёргал мать за рукав и спрашивал: «А это что, а это кто?» — на что разгневавшийся Алексей Дмитриевич, резко одёрнув сына, прикрикнул: «Разбирайся во всём сам!»
Первая картина Алексея Дмитриевича «Два друга, модель и подруга» имела громкий успех. Жаль, что «Крупной неприятности» повезло меньше, ощущались нестыковки монтажа и несовершенство сценария.
Завершив свой рассказ, Константин Васильевич предложил: «А давайте позвоним Ляле!» По романтическому выражению его лица было видно, что мысленно он перенёсся в далекую молодость. Евлалия Вячеславовна пригласила меня «приехать к ней не откладывая».
В скромной квартире на Ленинском проспекте меня встретила миловидная приветливая женщина, лицо которой старили не по возрасту глубокие морщины. Мы легко разговорились. Узнав, что я живу в Калуге, Евлалия Вячеславовна неожиданно для меня сообщила:
— Знаете, а я всю жизнь связана с Калугой. Ведь имя «Евлалия» досталось мне от матери, которую назвали так в честь прославленной русской актрисы и певицы прошлого века — Евлалии Павловны Кадминой, дочери калужского купца. И когда мы снимались в Калуге, я даже разыскала дом Кадминых, но, увы, никого из их семьи там не нашла... Вскоре после «Крупной неприятности» я вышла замуж за Успенского — очень симпатичного офицера из штаба Тухачевского. А в 1937-м его расстреляли, меня же, как жену врага народа, арестовали и отправили на 10 лет в сталинские лагеря. Жутко вспоминать об этом. Спустя годы я шла как-то по Мясницкой и вдруг увидела Костю Градополова. Я ждала, что он подойдёт ко мне, но он прошёл мимо, и я поняла, что он просто не узнал меня — лицо моё было изуродовано лагерями.
О самом фильме больше Кости я вряд ли расскажу. Помню, это было счастливое время моей жизни. Мы все в нашей группе были очень дружны, и до сих пор я поддерживаю добрые отношения не только с Костей. Сейчас придёт Ольга Рудольфовна Герц, «старейшина» помрежей «Мосфильма». В «Крупной неприятности» она работала ассистентом режиссёра и была занята в массовке. В фильме снималась большая группа актёров театра им. Вахтангова, которым тогда руководил Алексей Дмитриевич Попов, а Ольга постоянно была рядом с актёрами.
Энергичная Ольга Рудольфовна прямо-таки птицей впорхнула в комнату, и начались воспоминания об участниках съёмок, каких-то смешных эпизодах. Многих из создателей фильма, как оказалось, уже не было в живых.
«А жив ли Михаил Степанович Каростин?» — спросил я у Евлалии Вячеславовны. «С того времени я ничего о нём не слышала, боюсь, что его уже нет». «Как это нет? — встрепенулась Ольга Рудольфовна. — Да мы с ним на прошлой неделе встречались в Доме кино! Он жив-здоров и вовсю работает в научно-популярном кино. Вот справочник, давайте ему позвоним!»
Ответил скрипучий настороженный голос. Я сказал, что собираю всё, даже любые мелочи, о фильме, снятом им в Калуге.
— Ну что же, приезжайте. Поможем, чем можем.
Примечания
1. В фамилии Каростин ударение на последнем слоге. — В.С.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |