Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

14. Как фильмы ставили на место

В марте 1930-го года, ещё до выхода картины на экран, в журнале «Кино и жизнь» появилась статья Б. Алперса ««Крупная неприятность» и советская комедия».

По тону статьи Алперса было видно, что в кинокритике произошли большие перемены. Еще несколько месяцев тому назад критика фильма основывалась на анализе творческой ценности произведения, носила конструктивный характер. В статье Б. Алперса мы видим новые признаки времени: тон резкий и грубый, автор не считается с позицией режиссёра и не выбирает выражений для оценки его работы: «Воспроизводя на экране эпизоды провинциальной жизни, картина не даёт и намека на ту ожесточённую классовую схватку, которая до сих пор с неослабевающей силой идёт в нашем быту... «Крупная неприятность» построена на провинциальных курьёзах, на забавных происшествиях, социальный смысл которых остаётся не вскрытым в сценарии и режиссёрской партитуре... Мы ставим ему (киноВ.С.) задачу как можно яснее отразить классовую борьбу, развернувшуюся и в самых дальних уголках Союза. В свете этой задачи «Крупная неприятность» с её идейной пустотой, аполитичностью и уклоном в идиллию — не только бесполезная, но и вредная фильма».

М.С. Каростин на время отходит от комедийного жанра. 8-го апреля 1930-го года он заключает договор с «Востоккино» на создание агитационного фильма и вместе с Сергеем Александровичем Ермолинским приступает к написанию его сценария. Это была кинокартина «Джут».

Из рассказов М.С. Каростина.

Алексей Дмитриевич после «Крупной неприятности» больше кинематографом не занимался, полностью отдал себя театру Красной армии. Я же, по совету Эйзенштейна, на время перешёл на написание сценариев. Я уже говорил ранее, что после «Крупной неприятности» я написал следующие киносценарии: «Перекоп», «Джут», «Человек меняет кожу».

Сценарий «Перекопа», несмотря на активную поддержку Эйзенштейна, художественным советом «Союзкино» был забракован, явно по решению, вынесенному до его обсуждения. Целый год моего труда был перечёркнут одним махом. По указке Сталина и его окружения пытались расправиться с Эйзенштейном, а расправились со мной.