Вслед за лингвистами (Гвоздарев 94, Гак 97), которые отмечают различный характер связи библеизмов с первоисточником, мы выделяем две группы библеизмов: 1) прямо восходящие к Библии, то есть те выражения, которые в тексте источника отличаются целостностью значения; 2) косвенно связанные с ней.
2.2.1. Библеизмы, непосредственно связанные с Библией
Библеизмы, непосредственно восходящие к Библии, делятся в произведениях М.А. Булгакова на контекстуальные, сюжетные и переходные, имеющие двойственную природу, так как, с одной стороны, их можно определить как контекстуальные, а с другой стороны — как сюжетные.
Контекстуальные библеизмы (цитатные) — элементы текста, которые, как правило, совпадают с фрагментом определенного текста Библии. Это, например, такие библеизмы, как: суета сует [и всяческая суета] (Еккл. 1,2 и др.) — Все суета сует и всяческая суета! — кричал зловеще Шапель, грозно указывая куда-то пальцем. ... — Да, бедные мои друзья, все суета («Мольер», т. 4, с. 365); мир вам (Мф. 10,12 и др.) — И в этот самый момент в оконце послышался носовой голос: — Мир вам («М, и М.», т. 5, с. 356); в огонь и воду (Пс. 65,12 и др.) — Обольянинов (таинственно). Манюшка посвящена. Зоя. Конечно. Манюшка мой преданный друг. За меня в огонь и воду... («Зойк. кв.», т. 3, с. 90); страх (Божий) Господен (Сир. 1,11—13 и др.) — Ежели их в страхе божием не держать... («Багр. ост.», т. 3, с. 188); геенна огненная (Мф. 5,22 и др.) — А он, дьякон... в аду... в гигиене огненной. — В геенне, — поправил отец настоятель («Главполитбогослуж.», т. 2, с. 460); агнец (Быт. 22,7 и др.) — Чичиков (глядя на портрет). Губитель!... Губитель... Зарежет меня, как волк агнца... («Мертв. душ.», т. 4, с. 60); преклонить колено (Рим. 14,11) — Супруга господина Жака уже становилась на одно колено и, белея от волнения, целовала колено Маргариты («М. и М.», т. 5, с. 422); висеть на волоске (Втор. 28,66) — Ну, хотя бы жизнью, — ответил прокуратор, ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это («М. и М.», т. 5, с. 206); свет людей (Ин. 1,4 и др.) — Дай бог ей здоровья, — искренне и нежно сказала Елена, — вот, говорят, нет добрых людей на свете... («Бел. гв.», т. 1, с. 329).
Контекстуальными также являются библеизмы великая блудница (Откр. 17,1—5), умывать руки (Мф. 27,24), тридцать серебреников (Иер. 32,9 и др.), нести свой крест (Мф. 10,38 и др.), знамение времени (Мф. 12,38—40 и др.), что есть истина? (Ин. 18,37—38 и др.), царство небесное (Мф. 3,2 и др.), Царь Царей (Откр. 19,16 и др.), терновый венец (Мф. 27,27—30 и др.), служить двум господам (Мф. 6,24 и др.), время разбрасывать камни и время собирать камни (Еккл. 3,3) и другие.
К цитатным библеизмам (кроме названных выше выражений) относятся также и более объемные отрывки библейского текста. Например, в пьесе «Бег» Африкан, предвидя катастрофу Русской армии на Юге, упоминает слова Господа о том, что всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет и падет — Африкан. Господи, воззри на них, просвети и укрепи! Аще царство разделится; вскоре разорится ((Лк. 11,17) «Бег», т. 3, с. 233), а Хлудов сравнивает отступление белых с преследованием фараона, сынов израильских — Хлудов. Помню-с, читал от скуки ночью в купе. «Ты дунул духом твоим, и покрыло их море... Они погрузились, как свинец, в великих водах...» Про кого это сказано? А? «Погонюсь, настигну, разделю добычу, насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя» (Исх. 15,10,9) — Что, хороша память? («Бег», т. 3, с. 244).
Число цитатных, в том числе и некоторых трансформированных М.А. Булгаковым, составляет 90 библеизмов, 22% от общего числа библеизмов, использованных в произведениях писателя (среди цитатных библеизмов отмечены и те, которые не отражены в словарях и справочной литературе).
Особенностью творчества М.А. Булгакова: является то, что писатель в основном использует сюжетные библеизмы (ситуативные): они не представлены лексически и структурно в Библии, но передают определенную ситуацию, описанную в библейском тексте. Данные библеизмы имеют числовое преимущество в творчестве М.А. Булгакова, и их преобладание не случайно. Использование сюжетных библеизмов в произведениях характеризует творческий подход писателя к тексту Библии, ведь именно с их помощью нередко выражается авторский замысел, вкладывается в библейские мотивы новое содержание, выражается или подчеркивается тончайший оттенок библейского смысла. Ситуативными библеизмами являются такие: как за каменной стеной восходит к Псалму, в котором говорится: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (Пс. 120,1) — Так мы вас не отпустим. А с Николом вы будете как за каменной стеной (ранняя редакция «Бел. гв.», т. 1, с. 530); небесный гром восходит к тексту Библии: «Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них» (1 Цар. 2,10 и др.) — Когда небесный гром (ведь и небесному терпению есть предел) убьет всех до единого современных писателей и явится лет через 50 новый настоящий Лев Толстой, будет создана изумительная книга о великих боях в Киеве («Киев-гор.», т. 2, с. 307); упасть с неба в Библии: «И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16,15) — Хаос и трудности были вызваны и важным падением с неба в жизнь Турбиных загадочного и интересного Лариосика, и тем обстоятельством, что стряслось чудовищное и величественное событие: Петлюра взял Город («Бел. гв.», т. 1, с. 333); блудный сын (Лк. 15,11—32) — Тут меня жизнь взяла за шиворот и опять привела в «Пароходство», как блудного сына («Зап. пок.», т. 4, с. 432).
К сюжетным также относятся библеизмы: небесная молния (Быт. 19,24), Ноев Ковчег (Быт. 6,14 и др.), манна небесная (Исх. 16,13—17), тьма египетская (Исх. 10,21—23 и др.), библейская саранча (Исх. 10,3—6), еврейский погром (Суд. 2,14 и др.), быть на седьмом небе (Пс. 10,4 и др.) и другие. Большая часть сюжетных библеизмов восходит к Ветхому Завету, наиболее событийной и образной части Библии.
Сюжетные библеизмы составляют 39% (160 библеизмов) от общего числа библеизмов, использованных в художественных произведения М.А. Булгакова.
Особую подгруппу представляют библеизмы, имеющие двойственную природу, переходные библеизмы, которыми в основном являются библеизмы-слова. Двойственность их природы объясняется тем, что с точки зрения формы их можно отнести к цитатным, а в плане содержания они относятся к сюжетным, так как обросли сюжетными ассоциациями, например: Ирод Великий (Мф. 21.2 и др.), Иуда (Ин. 6,6—71 и др.), антихрист. (Ин. 2,18 и др.), ангел (Евр. 1,7 и др.) и другие. Так, например, Иуда — Иуда Искариот, один из Святых Апостолов, вошедший в историю предательством Иисуса. Евангелисты характеризуют его как стяжателя, человека, одержимого страстью к материальному обогащению. Зависть и корысть побудили его совершить преступление, предательство. Но когда все свершилось, ужас содеянного овладел Иудой, и, раскаявшись, он возвращается в храм и бросает деньги, данные ему старейшинами (Ин. 13,2 и др.). Таким образом, уже в Библии реализуется значение «предательство», «раскаяние в содеянном» — Лагранж. Казни меня, король, казни... (Рыча.) Иуда... («Каб. свят.», т. 3, с. 315); антихрист — А вы знаете, Александр Семенович, — сказала Дуня, улыбаясь, — мужики в Котловке говорили, что вы антихрист. Говорят, что ваши яйца дьявольские. Грех машиной выводить. Убить вас хотели («Рок. яйц.», т. 2, с. 93); Ирод Великий, второй сын Антипарта, сверг последнего правителя из династии Хасмонеев и при Юлии Цезаре стал прокуратором Иудеи. С его именем связывают избиение младенцев в Вифлееме. В Библии говорится, что на тридцать третьем году его царствования к нему пришли волхвы с востока и спросили: «Где родившийся царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2,2). Ирод не знал, где искать новорожденного Иисуса, и потому приказал убивать всех детей в Иудее не старше двух лет. Он умер от омерзительной болезни, которая считалась Божьей карой и которая случалась с людьми, опозорившими себя кровожадностью и жестокостью — Кур режет Шугаев, как Ирод младенцев («Необык. прик. док.», т. 1, с. 437); ангел — И, обратившись к ходе, добавил со смеющимися глазами: — Виртуоз! — Вирту-ози... — ответил ходя и стал похож на китайского ангела («Кит. истор.», т. 1, с. 456); Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали, но только странная муть гнездилась на дне глаз, и я понял, что это страх, — ей нечем было дышать («Стал. горл.», т. 1, с. 93).
Кроме того, двойственную природу имеют библейские имена — имена персонажей в произведениях М.А. Булгакова, прочно вошедшие в именник, например: Павел — в Библии один из святых Апостолов, с чьим именем связано становление христианства как новой религии (1 Тим. 6,6—7 и др.); Николай — в Библии один из семи диаконов Апостольской церкви, «обращенный из язычников» (Деян. 6,5); Филипп — в Библии имя носили: 1) один из двенадцати святых Апостолов (Мф. 10,3 и др.). Он упоминается в Евангелии во время чудесного насыщения Иисусом нескольких тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, проповедовал в Скифии и Фригии. Был распят при императоре Домициане; 2) один из семи диаконов Иерусалимской церкви (Деян. 6,5), проповедовал в Самарии: «Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса; Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись» (Деян. 8,6—7). Был епископом, скончался в великой старости; 3) в Евангелии упоминается также Филипп-младший, сын Ирода Великого, тетрарх Итуреи и Грахонитиды (Лк. 3,1). Историки называют его лучшим из сыновей Ирода: он был кроток, добр, творил правосудие; Мария — земная мать Христа, девственница. Была введена в Храм в возрасте трех лет, где дала обет вечного девства. Архангел Гавриил возвестил ей (Благовещение) о том, что она родит сына от Святого Духа (Лк. 1,30). Тому младенцу предстояло быть Мессией. Спасая новорожденного от царя Ирода, бежала в Египет, а после смерти властителя вернулась в Назарет; Лидия — в Деяниях святых Апостолов сказано, что Апостол Павел и его соратники пришли в Филиппы и в день субботний, сев у реки, стали разговаривать с собравшимися там женщинами:: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то попросила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в мой дом и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16,14). Именно поэтому Лидию называют «странноприимицей»; Иоанн — имя принадлежит последнему из пророков. Как и у Христа, имя было дано до рождения. Ангел сказал Захарии: «Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1,18). В истории христианства он известен под именем Иоанна Крестителя, потому что крестил Иисуса Христа. Иоанн Креститель — трагическая фигура в истории христианства, своей судьбой и трагической гибелью сходная с самим Иисусом Христом; имя Иоанн носил также любимый ученик Иисуса, один из святых Апостолов. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и его жены Саломеи, одной из будущих мироносиц. Он был в числе присутствующих при воскрешении дочери Иапра, видевших появление божественной сущности Иисуса на горе Фавор, когда раздался: голос Бога: «Се есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благословение; Его слушайте» (Мф. 17,5); Захария — имя отца Иоанна Крестителя, священника из «Авиевой чреды». В Евангелии говорится, что во время службы «явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» (Лк. 1,11), и предсказал ему рождение сына: «он будет велик перед Господом; и не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1,15); Анна — пророчица — благочестивая вдова, дочь Фануила из колена Асира. Во время принесения младенца Иисуса в Храм в сороковой день от Его рождения вместе с Симеоном Богоприимцем благословила Его и славила Господа (Лк, 2,38); Илья/Илия — один из самых замечательных после Исайи ветхозаветных пророков, грозный обличитель нечестия и идолопоклонства во времени Ахавы и Иезавели. Илия, как чрезвычайный помощник Бога, вместе с Моисеем считался представителем закона и пророков. Главным его делом была борьба с культом Ваала (3 Цар. 17,12 и др.).
Имена персонажей — библеизмы с двойственной природой, вошедшие в русский именник, — используются М.А. Булгаковым в таких произведениях, как «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Адам и Ева», «Иван Васильевич», «Блаженство», «Кабала святош», «Роковые яйца», «Собачье сердце». В библейских текстах имя человека тесно связано с сущностью его бытия и сложным образом переплеталось с его судьбой и индивидуальностью. Отсутствие имени равно небытию. Имя персонажа значимо и для писателя.
Таким образом, анализ показал, что библейские единицы, непосредственно восходящие к Библии, составляют основную часть используемых М.А. Булгаковым библеизмов в художественном творчестве, а именно — 89,5% (где 22% — цитатные, 39% — сюжетные, 28,5% — переходные).
2.2.2. Библеизмы, связанные с Библией косвенно
Только 10,5% (более 40 единиц) составляют библеизмы в творчестве М.А. Булгакова, связанные с Библией косвенно.
Данную группу представляют библеизмы, обозначающие реалии, явления, отсутствующие в Библии, но «детерминированные семантическим общим содержанием Библии» (Гвоздарев 94, Матвеева/Макаров 94).
В эту группу входят такие библеизмы, как Соломонов пруд (Соломон (2 Цар. 12,24—25 и др.). Имя Соломон дано в знак возвращения мира и милости Божьей сыну царя Давида и Вирсавии после долгих войн, которые вел Давид. Бог возлюбил ребенка. С его именем связан расцвет еврейской государственности, построение и освещение Храма, во время которого присутствовал сам Бог в блестящем облаке (3 Цар. 8,10—12). У Булгакова: — И не водою из Соломонова пруда, как хотел я для вашей пользы, напою я тогда Ершалаим! Нет не водою! («М. и М.», т. 5, с. 38); Вознесенские ворота (от Вознесение Господние (Лк. 24,50—52) после воскрешения) — У Иверской трепетно и тревожно колыхались огоньки на свечках и припадали к иконе с тяжкими вздохами четыре старушки, а мимо Иверской через оба пролета Вознесенских ворот бурно сыпали ряды («Бенефис», т. 2, с. 297); Святотроицкая улица (от Святая Троица (Мф. 28,19 и др.) — Болботуновы пули устроили неожиданный град на крышах домишек на Святотроицкой улгще («Бел. гв.», т. 1, с. 284).
В названную группу входят также такие косвенные (опосредованные) библеизмы, как храм Христа Спасителя от библеизмов храм Христос, Спаситель (Мф. 21,12 и др.) — Отблески разноцветных огней забрасывал в зеркальные стекла кабинета и далеко и высоко был виден рядом с темной и грузной шапкой храма Христа туманный, бледный месячный серп («Рок. яйц.», т. 2, с. 49); улица святого Фомы → Фома неверный; один из двенадцати Святых апостолов (Ин. 20,24—29 и др.) — После свадьбы директор Пале-Рояля покинул свою квартиру на улице Святого Фомы Луврского и переехал с молодой женой на улицу Ришелье, захватив с собой отравляющего ему жизнь лакея... («Мольер», т. 4, с. 331); Андреевская церковь (от имени Андрея Первозванного, одного из двенадцати апостолов (Мф. 9,18 и др.)) — Я только дошел бы до Подола у Андреевской церкви и оттуда посмотрел и послушал. Ведь виден весь Подол («Бел. гв.», т. 1, с. 321); церковь Николая Доброго (от Николая, одного из семи диаконов Апостольской церкви, обращенного из язычников (Деян. 6,5 и др.)) — Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом и в ту неделю, когда старший сын Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго («Бел. гв.», т. 1, с. 179); церковь/ворота Святого Павла (Павел — один из Святых апостолов, с чьим именем связано становление христианства как новой религии (Деян. 7,9 и др.)) — Мольера похоронили торжественно, после мессы в Сен-Жермен де'Оксерруа, на кладбище церкви Святого Павла... («Мольер», т. 4, с. 385); Я и сам собирался уйти из этой паскудной канавы! — вскричал Мольер, и братство, не заметив даже, как пролетел ужасающий год бросилось за своим командором к Воротам Святого Павла в такой же зал, как у господина Галуа («Мольер», т. 4, с. 261), а также церковь святой Марии Магдалины (Мк. 16,9 и др.), церковь святого Варфоломея (Ин. 1,45 и др.), Андреевская горка (Мф. 4,18 и др.), Вифлеемская дорога (Нав. 19,55), Гефсиманские сады, Гефсиманская поляна (Мф; 26,36 и др.), дворец Ирода Великого (Мф. 2,1—8 и др.), Соломонов пруд (2 Цар. 12,24—25), Сузские ворота (Зах. 9,9 и др.), Яффская дорога (Деян. 9,42—43) день преподобного мученика Стефана (Деян. 6,8 и др.), Святошино (Мф. 19.2 и др.), Петров день (Деян. 1—2 и др.), Ильин день (3 Цар. 17,1—24 и др.), крещенский сочельник (Ин. 1,25 и др.), Белая церковь (Евр. 12,22—23 и др.), в том числе фамилии и имена Богохульский, Богомазов, Богуслав.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |