Исходя из жанровых и стилистических особенностей «Мастера и Маргариты», Булгаков широко использует возможности номинации в сфере наименования персонажей, создавая все новые и новые наименования для одного и того же героя. Наибольшее число ОК Булгаков употребляет для обозначения Воланда. Подобные описательные конструкции играют роль своеобразных эвфемизмов, поскольку Булгаков, видимо, не стремится поставить знак равенства между Воландом и сатаной. Большое число описательных конструкций, использованных для обозначения Иешуа Га-Ноцри, можно объяснить теми же причинами — религиозными принципами Булгакова и желанием автора создать несколько иной образ героя, образ, отличающийся от классической христианской трактовки фигуры Христа. В целом же, описательные конструкции, заменяющие имя персонажа, выполняют в романе не только функцию средства мифологизации или «маскировки» героя, но и позволяют создать художественный образ на основе известного в историческом и культурном контексте, а также внести дополнительные характеристики в образ персонажа.
Описательные конструкции, встречающиеся в речи персонажей, в первую очередь, служат для создания экспрессивности высказывания. ОК-эвфемизмы здесь также нередки. Дополнительные функции описательных конструкций в прямой речи «Мастера и Маргариты» — это максимальное абстрагирование предмета или явления, о котором идет повествование, отдаление его от реальности, кроме того, ОК могут выступать как дополнительное средство речевой характеристики персонажа.
Большое число описательных конструкций Булгаков использует для создания реалий мира художественного произведения.
Важным элементом сюжета и композиции евангельских глав «Мастера и Маргариты» является перемещение героев в пространстве, ограниченном окрестностями Ершалаима. Анализ описательных конструкций этой части повествования с точки зрения заложенной в них динамики позволил выявить кульминационный момент этого пласта повествования, определивший развязку библейского сюжета в романе — объявление Пилатом приговора преступникам. Большое число ОК в позиции уточняющего члена предложения приводит нас к выводу о том, что Булгаков не просто стремится подробно нарисовать читателю картину евангельского мира, но и вовлечь его (читателя) в этот мир, говорить с ним о пространстве Ершалаима как о чем-то известном и знакомом, так же, как о мире московском. Некоторые описательные конструкции со значением времени, появляющиеся в ершалаимском тексте «Мастера и Маргариты» связаны не только с ершалаимским временем и пространством, но и с пространством и временем мира потустороннего, иррационального. Такая взаимосвязь пространства Ершалаима с миром Москвы, а времени — с миром вечности служит для объединения всех трех миров в тексте романа.
В московских главах романа описательные конструкции весьма частотны для обозначения здания ГПУ на Лубянке, которое, благодаря ОК, оказывается неким сакральным пространством, не имеющим произносимого вслух названия, и обладает свойствами потустороннего мира. Вместе с тем почти все описательные конструкции представляют локусы, находящиеся внутри самой Москвы, или Москву как единый локус. Такое распределение числа описательных конструкций, на наш взгляд, свидетельствует о том, что для автора наиболее важной задачей становится конструирование пространства внутримосковского, тогда как весь остальной мир становится всего лишь декорацией. Подобные конструкции помогают Булгакову создать цельный образ Москвы (подобно образу Ершалаима в евангельских главах) как обособленного пространства, своего рода государства в государстве. В данном случае использование ОК для описания иных локусов реального мира не является необходимым для автора. Еще одна группа описательных конструкций указывает на места неопределенные или необозначенные в тексте. Среди таких ОК мы выделяем 1) те, которые содержат указание на конкретное место, направление, цель, имеют конкретный объект (но сам объект в тексте не назван), и 2) те, которые не содержат указания на точное место и имеют весьма общий смысл. Определенной закономерностью в появлении описательных конструкций с пространственным значением в московских главах «Мастера и Маргариты» мы считаем то, что чем более достоверным выглядит в тексте романа локус, тем больше конструкций служит для его описания. Временные описательные конструкции в мире Москвы как правило представляют собой конструкции повторения или уточнения и используются в романе для связки различных текстовых фрагментов (введение нового персонажа в повествование, указание на большой промежуток времени, разделяющий два события, обозначение перехода героя от одного состояния к другому).
Описательных конструкций с пространственным значением, отражающих потусторонний мир романа, в тексте немного, большинство из них связано с указанием на такой локус, как «нехорошая квартира», являющийся центром вечностного мира. Небольшое число описательных конструкций с временным значением, характеризующих потусторонний мир романа, на наш взгляд, связано с тем, что короткие промежутки времени, на которые, как правило, указывают ОК, а также связь нескольких событий между собой во времени (такое значение ОК также характерно для стилистики «Мастера и Маргариты») не имеют решающего значения для мира вечности.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |