Характерной особенностью творчества М.А. Булгакова является наличие богатого мифопоэтического подтекста. Его параметры отмечены в работах Б.М. Гаспарова (48), (49), И.А. Галинской (47), И.Ф. Бэлзы (38), (39), Р.Я. Клеймана (65), О. Кушлиной, Ю. Смирнова (71), А. Минаковой (171) и др. Богатство мифопоэтического подтекста является основой существования в творчестве писателя художественных образов, имеющих давнюю традицию. Принципиально важным кажется утверждение Н.А. Кожевниковой о том, что образы-символы у Булгакова создаются в результате обыгрывания возможных ассоциаций, заложенных в традиционном исходном образе: «Очень емкие, ассоциативно богатые..., они как бы включают многочисленные применения, наслоения, напластования смысла и... дают писателю большую свободу развивать и обновлять их. <...> Мыслящий универсальными категориями писатель как бы заново переживает, открывает, мотивирует традиционное, литературное, так преобразовывая, переосмысливая его, что оно воспринимается как индивидуальное достояние. Новые оттенки смысла создаются не формальной новизной образов, а постоянными колебаниями ассоциативных планов, в которые эти образы включаются, внутренним обновлением старого образа» (66, 64—83). В наибольшей степени это утверждение верно применительно к символическим образам солнца и луны, развивающимся на протяжении всего творчества М.А. Булгакова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |