Постмодерн довольно часто апеллирует к мифопоэтике трикстера с его амбивалентностью, аксиологической размытостью и сюжетными парадоксами. В XXI веке классический трикстер почти исчез из литературных произведений и кинематографии, на смену ему пришел более современный его тип, играющий роль злого гения, безумца, мошенника, вора и шута, более схожий с трикстером «советского периода» и трикстером из плутовских романов. Теперь почти ни одно культовое произведение не обходится хотя бы без одного персонажа данного типа. Образ полностью отрицательного героя практически исчез со страниц литературных произведений, его заменил герой-трикстер почти всегда с ярко выраженным смеховым началом и выставленной на первый план амбивалентностью.
Так, в романах Бориса Акунина нам видится один из завершающих этапов (на сегодняшний день) эволюции трикстерных героев. В этом отношении работы Бориса Акунина представляют собой поле авторского эксперимента и благодатный материал для исследования эволюции героев трикстерного плана.
Между тем, трикстерная призма позволяет интерпретировать те характерологические особенности героев, которые обычной традиционной литературной оптике не видны. Также выявление трикстерного ядра позволяет установить генезис романов Бориса Акунина, решить вопрос о связи современной прозы и мифа, определить роль мифа в современной литературе и уточнить основные признаки трикстерного архетипа, бытующего в литературе.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |