Многие годы я была уверена, что доскональное знание особенностей советской жизни — знание, которое автоматически получал любой житель Советского Союза (распавшегося, как известно, в конце 1991 года), — непременное условие восприятия главного романа Булгакова.
Оказалось, что это не так. Роман таинственным образом остался любимым чтением для тех, кто имел о советском времени самое смутное представление.
Многое, что было самоочевидным для советского читателя романа — как для тех, кто слушал авторское чтение весной 1939 года, так и для тех, кто читал роман в журнальной книжке более четверти века спустя, — стало иным для постсоветского времени, начиная с читателя девяностых годов и кончая сегодняшним.
В романе многое поменяло смыслы. Мы удивлялись вместе с Берлиозом и Иваном Бездомным появлению на Патриарших иностранца — сегодня его вряд ли даже опознали бы как иностранца. Необычайно смелым тогда было утверждение Воландом (при явном согласии с ним самого автора!) существования Иисуса Христа — сегодня, пожалуй, для многих шокирующим выглядело бы утверждение обратного...
Крик Никанора Босого: «Брал, но брал нашими, советскими!» — сегодняшнему школьнику уже непонятен. Возможно, он и знает, что брать взятки — нехорошо (если только родители не уверили его, что все так делают). Но брать их российскими рублями или валютой — особой разницы он не видит. А советский читатель 1966—67 годов точно знал, что любые операции с валютой сразу получали «не наш», «антисоветский» характер. Он помнил, что всего несколько лет назад советская власть ввела за это смертную казнь и, неслыханным в юриспруденции образом придав закону обратную силу, расстреляла двоих «валютчиков» — молодых людей, обменивавшим иностранцам валюту на рубли... Поэтому похвальба Бегемота: «У меня, может быть, полный примус валюты» — и сегодня, конечно, звучит смешно, но некоторые оттенки потеряны...
Когда-то казалось, что яркость романа, блеск его юмора и сарказма прямо связаны со знанием читателем советского быта, советского образа мыслей. Но сегодняшние школьники от двенадцати до семнадцати лет по всем опросам неизменно ставят роман на первое место среди любимых книг. В чем же дело?
По-видимому, это — свойство классики. Прямая связь ее с современностью со временем потухает: многие ли из нас, любящих и в немалой степени понимающих «Божественную комедию» могут внятно сказать о ее связи с войной гвельфов и гиббелинов?.. А для Данте и его современников эта связь была очень живой. Так вот — связь с деталями современности угасает, но взамен всплывают некие глубинные пласты, на которые автор, возможно, осознанно и не рассчитывал.
В ответах на предложенный мной вопрос (в ноябре 2014 года) «Чем меня и моих друзей увлек роман "Мастер и Маргарита"?» старшеклассники пишут: «Во-первых, это роман — о вере и религии. Что может быть более обсуждаемой темой всех веков? Каждый из нас с более-менее осознанного возраста начинает интересоваться вопросами, которые волнуют нас до самой смерти...», роман «является крайне ценным материалом для понимания России во второй четверти прошлого столетия» (Никита Липунов, 11 класс). Для меня было новостью, что тем, кто не знал советского времени, роман помогал его узнать...
...Если честно, я небольшой поклонник чтения... Но эта книга держала меня в напряжении до последней строчки. Я читал ее везде: в метро, по пути в лицей, по пути домой, в очереди в кассу, да простят меня учителя, даже на уроках! Идя по улице, держа книгу в руке, <...> взглянув на пустую лавочку, я представлял себе Воланда, который беседует с Бездомным и Берлиозом. Я словно очутился в книге (Денис Гасанов, 11 класс).
Больше всего этот роман увлек меня своей любовной линией. <...> История любви, печальная и таинственная, происходит в совершенно обычном городе. Тем самым автор заставляет нас верить в ч о, что все происходящее в романе вполне реально, что существует на свете такая любовь <...>. Самоотверженность Маргариты не знает границ. Ради своего мастера она становится на сторону сатаны, тем самым закрывая для себя врата в рай (Анна Грачева, 11 класс).
Роман Булгакова <...> — одно из самых загадочных произведений 20 века. <...> Каждый находит в этом романе свое — для меня самыми яркими стали эпизоды, описывающие похождения шайки Воланда в Москве 30-х годов. Автор сатирически изображает атмосферу двуличия и лицемерия, царившую в Москве. <...> Булгаков показывает рождение известных поэтов, талант которых определяется неукоснительным следованием «слову партии» и конъюнктурным требованиям (Ярослав Ланцов, 11 класс).
Меня заинтересовала поднятая в романе философская проблема противостояния добра и зла. Каждый из нас сталкивался с этой темой еще в детстве, в первую очередь благодаря сказкам (Анастасия Титова, 11 класс).
Безумно понравилось, как искренне показана любовь Мастера и Маргариты. <...> После прочтения романа я невероятно обогатилась внутренне. Это произведение заставило меня задуматься о смысле жизни, истинном устройстве мироздания, о том, что происходило в те годы в Ершалаиме, о Любви, о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Также я пришла к выводу, что судьба человека — это непрерывный поиск истины (Анастасия Шевченко, 11 класс).
Для юных читателей Булгакова, родившихся после советской власти, помимо самих его сочинений, притягательной оказалась лестница, ведущая на пятый этаж, к квартире № 50... Они не только рисовали на ее стенах иллюстрации к роману и выписывали любимые строки — задолго до интернета лестница все более и более выполняла функции интернет-блогов и электронной почты...
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |