Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Бескудников

Один из 12 членов правления МАССОЛИТа, «беллетрист», «тихий, прилично одетый человек с внимательными и в то же время неуловимыми глазами». Этот взгляд, если сравнить его с описанием внешности и взгляда агентов тайной полиции в обоих планах романа, а также упоминанием о том, что Бескудников живет один в пяти комнатах в вожделенном дачном поселке Перелыгино, наводит на мысль, что он по совместительству сотрудничает в «одном из московских учреждений». Эту версию подкрепляет и обращение к ранним редакциям, где подробно описывается одежда Бескудникова, сближающая его с господином в сиреневом пальто из Торгсина: «...был в хорошем, из парижской материи костюме и крепкой обуви, тоже французского производства», с «плоскими заграничными часами». В незавершенной редакции с названием «Золотое копье» в сцене ожидания массолитовцами Берлиоза с Бескудниковым связан такой эпизод, позднее изъятый: «Сильнее закурили. Кто-то зевал. Человек во френче и фрачных брюках рассказал, чтобы развлечь публику, анекдот, начинающийся словами: "Приходит Карл Радек в кабинет к..." Анекдоту посмеялись, но в границах приличия, ибо анекдот был несколько вольного содержания. Один лишь Бескудников даже не ухмыльнулся и глядел в окно такими отсутствующими глазами, что нельзя было поручиться, расслышал он этот анекдот или нет».

На основании нескольких незначительных совпадений И. Белобровцева и С. Кульюс полагают, что прототипом этого образа мог быть Ю.Л. Слезкин. Однако нам представляется, что пребывание в детском возрасте Слезкина в Париже и избрание его в 1928—1929 годах председателем бюро секции драмы не дают достаточных оснований для такого сближения.