Образ черного пуделя, неоднократно появляющийся в романе, связан с «Фаустом» Гёте — в таком обличье Мефистофель впервые является Фаусту. (Любопытно, что уже в первой, сохранившейся лишь в обрывках редакции романа присутствовал огромный черный пудель: он появлялся у психиатрической лечебницы, в которой находился Иван, и смотрел на окно его палаты.)
В окончательной редакции — при первом появлении Воланда на Патриарших прудах он держит трость с набалдашником в виде головы пуделя.
Во время Весеннего бала полнолуния этот знак сатаны надевают на шею Маргарите, а под ногу подкладывают подушку с изображением золотого пуделя. Авторы работы «Миф о дьяволе в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"» Л. Сазонова и М. Робинсон полагают, что в инвертированном мире нечистой силы медальон с пуделем заменяет панагию — атрибут церковного обряда, нагрудный знак облачения архиерея с изображением Христа или Божьей Матери, а подушка приравнена к орлецу — «круглому коврику с изображением орла, парящего над городом», на котором стоит архиерей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |