Червонцем в допетровской Руси называлась всякая золотая монета иностранной чеканки; в 1701 г. был отчеканен первый русский червонец, который весил 3,4 г золота.
С 1922 по 1947 г. червонцем называлась денежная единица (банкнота), выпускавшаяся Государственным банком на основе декрета СНК от и октября 1922 г. Золотое содержание советского червонца было установлено то же, что и в дореволюционной 10-рублевой монете. Банковские купюры были достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Червонный рубль равен ⅒ червонца.
В 1947 г. червонцы были заменены новыми государственными билетами — рублями.
Б. Мягков в «Булгаковской Москве» описывает цирковые трюки с червонцами, вероятно известные Булгакову. В московском Мюзик-Холле выступал грек Касфикис, показывавший трюк «Фабрика денег». «В небольшой аппарат с двумя параллельно вращающимися валиками вкладывались чистые листы бумаги такого же размера, как денежные купюры. Касфикис поворачивал ручку, и из-под валиков вылетали "настоящие" деньги, влажные, как будто и в самом деле только что отпечатанные. Само собой понятно, что несколько настоящих денежных купюр заранее специально вкладывалось в аппарат. Однажды этот опыт кончился трагикомически, почти так же, как "настоящие червонцы" коровьевского фокуса в романе превратились в резаную бумагу, винные этикетки, жалящую пчелу... Два московских нэпмана, всерьез поверив в "чудо", захотели купить у Касфикиса его "Фабрику денег". Тот, не моргнув глазом, тут же "отпечатал" червонец и подарил им. Нэпманы предъявили эту купюру эксперту Госбанка и, убедившись, что деньги настоящие, уплатили обманщику огромную сумму за аппарат, который, естественно, очень скоро перестал "печатать" червонцы.
Впрочем, были и отечественные "цирковые" червонцы, в первую очередь так называемые "червонцы братьев Эдер" — широко применявшиеся цирковыми гимнастами 20-х годов Борисом и Стефаном Эдерами пригласительные билеты и афиши-летучки, имитирующие по виду бумажные купюры. Такие "денежные знаки" как рекламные сувенирные банкноты использовали не только Эдеры. С ними работали и Бен-Али, и Герман Мел-лини, и Роберт Худин (Калиостро), и другие фокусники начала века. Сувенирные банкноты служили не только для рекламы, но и как атрибут волшебных трюков. Неожиданно, неведомо откуда возникшие в руке мага, они разбрасывались в публику, вызывая аплодисменты и ажиотаж. Не такой ли, как и в фокусе Коровьева с дьявольскими червонцами?» (Мягков. Булгаковская Москва. С. 146—147).
Можно упомянуть и литературные источники невероятных превращений, связанных с золотом и деньгами, — в истории литературы их немало, но один уж наверняка был известен Булгакову. Это рассказ Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» — «Кинулись к мешкам: одни битые черепки лежат вместо червонцев» (указано Э. Безносовым).
Червонцам и валюте в московских главах соответствуют тридцать тетрадрахм в главах ершалаимских, цена доноса Иуды.
См. также статьи «Деньги», «Тридцать тетрадрахм», «Валютчики».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |