Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сон

Сон довольно часто используется в композиции романов Булгакова, особенно в «Белой гвардии» и «Мастере и Маргарите». Однако функция сна различна.

Сон Никанора Ивановича представляет собой сатирическую вставную новеллу, форма изложения материала продиктована здесь, скорее всего, цензурными соображениями.

Сон Мастера передает психологическое состояние затравленного человека, ожидающего ареста.

Сон Бездомного в клинике Стравинского (глава «Казнь») — следующая ступень в эволюции Ивана и композиционный прием, позволяющий ввести в текст очередную ершалаимскую главу.

Сон Маргариты — «вещий». Она видит своего возлюбленного таким, каким он стал в тюрьме и в «психушке», а окружающий его пейзаж напоминает исправительный лагерь или какую-нибудь северную ссылку.

К провидческим снам можно отнести и повторяющиеся сны Пилата, в которых он пытается «договориться» с Иешуа, а также сон Ивана в Эпилоге (см. подробнее статьи «Неоконченный разговор» и «Параллели московских и ершалаимских глав»).

(О теме сна в творчестве Булгакова см. также: Спендель де Варда. Сон как элемент внутренней логики...; Паршин. Чертовщина в Американском посольстве... С. 150—162.)

Страница франкфуртского издания «Мастера и Маргариты», где курсивом выделено место, начиная с которого вся глава была изъята из журнальной публикации