В отличие от своей тезки, героини «Фауста», которой дьявол внушает отвращение, булгаковская Маргарита легко, без раздумий идет на договор с чертом. «...Черт, поверь мне, все устроит! Как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О дьявол, дьявол! Придется вам, мой милый, жить с ведьмой!» — говорит она Мастеру.
«Интересно отметить, что душа Маргариты находилась в полном порядке. Мысли ее не были в разброде, ее совершенно не потрясло то, что она провела ночь сверхъестественно. Ее не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом Мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман, что опять оказалось все на своем месте в подвале в переулке, откуда был изгнан ябедник Могарыч. Словом, знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба. Все было так, как будто так и должно быть».
Мастер (хоть он и готов за встречу с Воландом отдать единственное ценное, что у него есть в клинике Стравинского, — связку ключей, позволяющую беспрепятственно ходить по больнице, то есть свободу) ведет себя более сдержанно, когда его желание осуществилось. Он ищет оправдание своему поведению: «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения в потусторонней силе. Ну что ж, согласен искать там».
Лояльное отношение к «сделке с дьяволом» и героев книги, и самого автора объясняется нетрадиционной интерпретацией самого князя тьмы, который выступает в романе не как супостат Бога, а как его помощник по «ведомству» возмездия.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |