Интерес к предложенной теме возник в связи с сегодняшними размышлениями о музеях, об их роли, кризисе или наоборот возрождении. Может ли современный музей из просветительского, научного центра, каким он был в советское время (в первую очередь из-за дефицита информации), стать предметом искусства. Если так, то насколько наши музейные рецепции, наши выставки, экспозиции, инсталляции читаются и воспринимаются посетителями?
Другими словами, если бы Михаил Афанасьевич переступил порог литературно-мемориального музея М. Булгакова, не поступил бы он с ним так же, как герой его рассказа «Ханский огонь»? Подобные размышления вызвали желание проследить музейную биографию и географию М. Булгакова. Какие музеи видел, посещал писатель Михаил Булгаков? Нашло ли это отражение в его творчестве?
19 век стал эпохой рождения и строительства большинства музеев. Так, например, в Киеве первые музеи появляются в 80-х годах 19 века. Первым мемориальным музеем в Киеве стал музей Т.Г. Шевченко (1928 г). Закончился период собирательства, коллекционирования, мало радовали просто накопления, появились другие представления об организации коллекций, их роли в жизни общества, появились новые эстетические критерии.
Музейная биография Михаила Булгакова начинается с самого рождения писателя. Друг семьи Булгаковых, профессор КДА, историк литературы и церковной археологии, с 1918 года Академик Академии наук Украины Николай Петров станет крестным отцом будущего писателя. В доме его дочери Веры Булгаковы арендуют жилье, где они проживут 8 киевских лет. Николай Петров был основателем и на протяжении многих лет бессменным хранителем церковно-археологического музея, одного из самых посещаемых музеев Киева того периода, когда здесь рос и формировался будущий писатель Михаил Булгаков. ЦАМ одно время был единственным музеем такого типа на территории Российской империи, его коллекция равнялась коллекции музеев Ватикана. В 20-тые годы 20 века часть этой коллекции составили основание собраний киевского историко-культурного заповедника на территории Лавры.
По уставу музей был предназначен для ученых, преподавателей церковной археологии в гимназиях и университетах. Музей находился при библиотеке КДА. В библиотеке служил отец близкого друга Михаила Булгакова Александра Гдешинского. В отчете церковно-исторического и археологического общества за 1906 год среди лиц входящих в состав общества, которое так же занималось опекой музея, можно найти фамилию ординарного профессора КДА Афанасия Ивановича Булгакова. Интерес к археологии был связан с возрастающим увлечением, модой на собственную историю, старину. Первые такие раскопки древнего Киева, в частности Десятинного храма, проводили киевские иерархи. Появляются археологические общества, музеи, в программу духовных академий вводят курс церковной археологии, которая давала возможность наглядности, демонстрации. Монография Маккавейского «Археология страданий Иисуса Христа», которая появится в поле зрения будущего автора «Мастера и Маргариты», была построена именно на этих историко-археологических аспектах, как собственно говоря, и киевская панорама Голгофа. Киевская панорама Голгофа, которая функционировала как музей, считается многими булгаковедами важным видеорядом древних глав романа «Мастера и Маргарита». Единственная Голгофа, виденная Булгаковым, по свидетельствам очевидцев обладала некоторыми специфическими приемами, которые создавали секрет перемещения во времени. Перед глазами зрителя, в зависимости от его расположения над куполом цилиндрического сооружения, разворачивалось картинное представление из объемных предметов на фоне большого полотна с мастерски прописанными мелкими деталями. Свет, источник которого был спрятан от зрителя, падал сверху, имитируя солнечные лучи. Все это производило «стереоскопическое ощущения участия в событиях», т.к. называемый эффект присутствия. Напомним, в «Белой гвардии» панорама упоминается при описании Владимирской горки, которая, как и Город пишется с большой буквы «Горка».
Следующим, посещаемым и любимым музеем среди киевлян, был Педагогический музей.
С Педагогическим музеем связана биография брата Николая, который смог спастись из педагогического музея, т.к. знал помещение музея, «как свои пять пальцев» (Е.С. Булгакова) [1]. Знали гимназисты не только здание музея, но и его коллекцию, здесь собирались и экспонировались работы гимназистов. В романе «Белая гвардия» этот эпизод найдет отражение в беге Алексея и Николки Турбиных. «Ты знаешь, что сейчас в музее сидит тысяча человек наших, голодные, с пулеметами...»
Следующий киевский музей связан с медицинскими страницами биографии Булгакова. В здании анатомического театра, на втором этаже размещался музей. Его коллекции гистологических препаратов мозга и развития костей А.П. Вальтера и В.А. Беца на тот момент были самыми полными во всей Европе. Посещение студентом Михаилом Булгаковым анатомического театра зафиксировано в расписании мед. Факультета, и, конечно, в самых мистических эпизодах его творчества — поиски тела Най-Турса. «...в огромной комнате пучок острого света, падающего на стол, а в пучке Николка разглядел черную бороду и изможденное лицо в морщинах и горбатый нос. В полутьме поблескивали бесконечные шкафы, а в них мерещились какие-то уроды, темные и желтые, как страшные китайские фигуры. «Эти приметы внешности, да еще желтые пальцы от табаку принадлежали реальному учителю Булгакова, профессору, преподавателю анатомии Стефанису. Возможно здесь в стенах анатомического театра, во владениях профессора Стефаниса, родилась привязанность к работе с микроскопом, его любимым медицинским прибором, привлекающем не только зеркально-золотым блеском, но и способностью открывать загадочное, таинственное в мире, казалось бы известных предметов и явлений» [2].
В 1921 году Михаил Булгаков задумал пьесу, одним из персонажей которой должен был стать князь Юсупов. Материалы для пьесы Булгаков ездил собирать в подмосковное имение Юсуповых-Архангельское. Последняя владелица усадьбы княгиня З.Н. Юсупова в своем завещании передала прекрасную коллекцию скульптур, живописи, библиотеку государству. В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, получили охранную грамоту от Военно-революционного комитета. В октябре 1918 года вышел декрет о национализации имений Архангельское, Останкино, Кусково. 1 мая 1919 года музей усадьба был открыт для посетителей. Таким образом, Булгаков переступил порог только что открытого музея. Пьеса не была написана, но сама усадьба-музей станет местом действия рассказа «Ханский огонь».
Напомним, что близкие друзья Булгакова Павел Попов, его жена Анна Ильинична, Борис Шапошников были связаны с музеями Толстого и Пушкина. Многие письма Павла Попова к Михаилу Булгакову написаны из Ясной Поляны. Эти письма о жизни и проблемах усадьбы, которая благодаря Анне Ильиничне и Анне Львовне оставалась живым организмом с настоящим сбором яблок, варкой варенья, косьбой. Кроме того, Павел Попов и его жена готовили к изданию 90-ти томное собрания великого писателя. Зная, что Булгаков готовит инсценировку «Войны и Мира», предлагают Михаилу Афанасьевичу необходимые материалы.
Искусствовед Борис Шапошников работал над созданием музея А.С. Пушкина на Мойке. Приезжая в Москву, Борис Валентинович мог делиться своими впечатлениями с Булгаковым, который в это время работает над пьесой «А.С. Пушкин». Реставрация последней квартиры поэта была завершена в 1937 году под руководством Б. Шапошникова.
Из рассказов научных сотрудников музея, по найденным чертежам Жуковского, можно было предположить, что в кабинете поэта был камин, поэтому он и был восстановлен во время этой реставрации. В пьесе Булгакова «Александр Пушкин» в описании кабинета поэта камин так же присутствует. Ремарка: «Вечер. Гостиная в квартире А.С. Пушкина в Петербурге. Через открытую дверь виден камин и часть книжных полок в кабинете. Угли горят в камине кабинета и в камине гостиной.» При следующей реставрации музея поэта камин был убран. Первое издание Михаила Булгакова Елена Сергеевна передаст в музей Пушкина.(Кстати, сама Елена Сергеевна одно время работала в музее МХАТ)
По свидетельству М.О. Чудаковой, Елена Сергеевна рассказывала, что Михаил Афанасьевич любил посещать московский музей дворянского быта, директором которого был Борис Шапошников. Музей был закрыт в 1929 году по причине идеологической вредности.
Главный герой романа «Мастер и Маргарита» по образованию историк, знает 5 иностранных языков, из них 2 мертвых — греческий и латынь. Он работает в музее, и именно в музее, он получает облигацию, по которой выигрывает 100 тысяч. Это музейное чудо позволило ему стать свободным художником и написать свой роман. Но само образование Мастера, его служба в музее, которая предполагала некий доступ к редким книгам, древним рукописям — те объективные источники, которые должны убедить читателя, что Мастер действительно все «угадал» (М. и М.), как было.
Напомним, что судьба Мастера и Маргариты определяется на террасе «одно из самых красивых зданий в Москве», где с 1861 года по 1925 был Румянцевский музей, в котором может быть и работал мастер, а спустя десятки лет здесь находится одна из уникальнейших коллекций писателя Булгакова.
Одну из фотографий Елены Сергеевны Булгаков подписывает «Хозяйке мон репо». Елена Сергеевна так же называет домашнее меню 1939 года: ресторан «Мон репо». Мон репо устойчивая фразеологема, которая переводится как «мой отдых», «мой покой», «мое отдохновение». Так называли гостиницы, пансионы, приюты не только во Франции, но и в Англии, Америке. Для России — это в первую роман Салтыкова-Щедрина «Убежище Монрепо» и знаменитый садово-парковый скальный парк «Монрепо» на берегу Выборгского залива. Этот парк давал уникальные возможности для изучения художественной культуры эпохи Просвещения, неоклассицизма, сентиментализма, романтизма. Сегодня это музей-заповедник.
Мастер в финале романа за свои страдания награжден покоем или вечным домом. Сегодня музей есть вечным домом писателя Булгакова. Какие пожелание оставил Михаил Афанасьевич создателям его вечного дома? Князь Тугай-Бег из рассказа Булгакова «Ханский огонь», бывший владелец усадьбы, инкогнито, на правах обычного посетителя осматривает родные пенаты, которые стали музеем. Его оскорбляет изучение семейного архива научными сотрудниками, заграждения и таблички, бестактные вопросы посетителей, их праздное любопытство и невежество. Ночью князь поджигает усадьбу. Галерея портретов в Независимом театре с комментариями Бомбардова в «Театральном романе» — прекрасная пародия на музейные экспозиции и экскурсии, которые часто грешат переизбытком как экспонатного, так и информационного материала. Известно, как Михаил Афанасьевич боялся воспоминаний и в первую очередь из-за «притянутых за уши родственников», то, что он называл «приехал дядя и привез игрушки».
В очерке «Путешествие по Крыму» Булгаков описывает свое посещение музея А.П. Чехова. «Посреди буйно разросшегося сада, дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная табличка «А.П. Чехов». Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это — Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать. Как странно здесь.». Поражает точное попадание писателя в саму суть мемориального музея, когда главным критерием «о, как я угадал» есть ощущение присутствия. Достигается это разными способами и «упражнениями», но то, что Булгаков называет словом «странно», т.е таинственно, есть признаком искусства, которым и должен быть музей. Любовь Евгеньевна, в своих воспоминаниях пишет, что это было не первое посещение Михаилом Булгаковым музея Чехова. «Особо нам понравился кабинет Чехова. Разноцветные стекла в полукружье большого итальянского окна смягчили лучи крымского солнца, и комната казалось прохладной. В кирпичный камин, прямо против письменного стола врезан пейзаж Левитана. На столе все как было при Антоне Павловиче. На стенах много фотографий. Они придают всей комнате оттенок особой интимности. М.А. здесь не в первый раз. Я спросила его: «Мака, ты хотел бы иметь такой кабинет?». Он ничего не сказал, только кивнул головой» [3].
Литература
[1] М. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
[2] С. Ноженко. Медицина в контексте биографии М. Булгакова. Булгаковский сборник IV, 2001.
[3] Л. Белозерская-Булгакова. Воспоминании. М., 1990.
Примечания
Губианури Людмила Викторовна (Киев). Директор Музея М.А. Булгакова в Киеве.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |