Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Новое и Новейшее время

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948), русский философ.

«Духи русской революции» (1918), статья, вошедшая в сборник «Из глубины».

«Сцены из Гоголя разыгрываются на каждом шагу в революционной России. <...> По-прежнему Чичиков ездит по русской земле и торгует мертвыми душами. Но ездит он не медленно в кибитке, а мчится в курьерских поездах и повсюду рассылает телеграммы. Та же стихия действует в новом темпе» (Из глубины 1990, с. 60—61).

[ПЧ] С. 230—231. Пересев в Москве из брички в автомобиль и летя в нем по московским буеракам, Чичиков <...> въехал в ворота той самой гостиницы, из которой сто лет тому назад выехал.

Все решительно в ней было по-прежнему: из щелей выглядывали тараканы и даже их как будто больше сделалось, но были и некоторые измененьица.

«Когда в дни осуществившейся революции перечитываешь «Бесы», то охватывает жуткое чувство. Почти невероятно, как можно было все так предвидеть и предсказать» (Из глубины 1990, с. 71).

[БГп] С. 51. Алексей. <...> Ты знаешь, кто такой был Достоевский? <...> Он был пророк! Ты знаешь, он предвидел все, что получится.

БЕРНЬЕ Франсуа (1625—1688), французский философ, литератор.

[ЖГДМ] С. 249. ...Бернье, молодой человек с сильнейшим тяготением к естественным наукам, впоследствии ставший знаменитым путешественником по Востоку и прозванный в Париже Великим Моголом...

БРУНО Джордано Филиппе (1548—1600), итальянский философ, поэт.

[ЖГДМ] С. 247. ...очарован великим мыслителем Джордано Бруно...

«О героическом энтузиазме» (1585), философский трактат.

«Если это и неверно, то очень хорошо сказано» (Бруно 1953, с. 170).

[ЗП] С. 525. Се нон е веро, э бен тровато...

БУХАРИН Николай Иванович (1888—1938), революционный, партийный и государственный деятель, экономист, публицист.

[ММ] С. 225—226. «Это Николай Иванович, по шагам узнаю», — подумала Маргарита <...> Николай Иванович, видный в луне до последней пуговки на серой жилетке, до последнего волоска в светлой бородке клинышком, вдруг усмехнулся дикой усмешкой, поднялся со скамейки и, очевидно, не помня себя от смущения, вместо того чтобы снять шляпу, махнул портфелем в сторону и ноги согнул, как будто собирался пуститься вприсядку.

Примеч.: Имя и отчасти внешность персонажа напоминают Бухарина.

«Теория исторического материализма (Популярный учебник марксистской социологии)» (1921).

[ШансонДЭ] С. 328. ...на лотке «Исторический материализм» Бухарина.

«Экономика переходного периода» (1920).

«...Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи» (Бухарин 1920, с. 146).

[АЕ] С. 375. Ева. <...> ...я вижу, что мой муж с каменными челюстями, воинственный и организующий. Я слышу — война, газ, чума, человечество, построим здесь города... Мы найдем человеческий материал! А я не хочу никакого человеческого материала...

БУХАРИН Н.И.;

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Евгений Алексеевич (1889—1937), политический деятель, экономист.

«Азбука коммунизма» (1919).

[Библиф] С. 481. — Азбука, сочинение товарища Бухарина, имеется?

[ЗКФФК] С. 674. ...покрылся льдом товарищ Бухарин со своею азбукой...

[АВР] С. 365. Я «Азбуку коммунизма» желаю взять...

БЭКОН Фрэнсис (1561—1626), английский философ, историк, политический деятель.

«Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620). В предисловии изложен набросок «великого плана восстановления наук».

[ЖГДМ] С. 247. ...Франциска Бэкона, барона Веруламского, противопоставившего свой труд «Великое возрождение» — Аристотелю.

ВИВЕС Хуан Луис (1492—1540), испанский философ и педагог.

[ЖГДМ] С. 247. Он хорошо понимал испанца Хуана Льюиса Вивеса, учинившего разгром схоластической философии...

ГАССЕНДИ Пьер (1592—1655), французский философ и ученый.

[ЖГДМ] С. 247. Звали его Пьер Гассенди.

В статье «Гассенди» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (т. 8) его философия интерпретируется следующим образом: «Единственное, что врожденно нам, это любовь к самому себе. <...> ...спокойствие дает только добродетель, так как она не сопровождается ни раскаянием, ни сожалением».

С. 248. — Единственно, что врождено людям, — говорил Гассенди своим ученикам, пощипывая острую ученую бородку, — это любовь к самому себе <...> ...не будет у вас ни раскаяния, ни сожаления...

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831), немецкий философ.

«Философия природы» (1817).

[Батум] С. 552. Полицеймейстер (читает). «Философия природы. Перевод Чижова. Сочинение Гегеля».

ДЕКАРТ Рене (1596—1650), французский математик, философ, физик и физиолог.

«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637).

«...Заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии» (Декарт 1989, с. 269).

[КС] С. 318. Мольер. <...> ...я мыслю, знаете ли, и протестую...

[ММ] С. 360. ...ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы?

ЖОРДАНИЯ Ной Николаевич (1869—1953), политический деятель, лидер грузинских социал-демократов (меньшевиков). В 1893—1898 гг. один из руководителей марксистской группы «Месаме даси».

[Батум] С. 549. Сталин. <...> Ты читал статью Но я в «Квали»?

КАНТ Иммануил (1724—1804), немецкий философ.

«Критика практического разума» (1788), этический трактат.

«Две вещи наполняют душу всегда новым удивлением и благоговением. И они поднимаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление. Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас. Как то, так и другое не нечто закутанное мраком или лежащее вне моего горизонта. Я вижу их перед собою и непосредственно соединяю их с сознанием своего существования» (Кант 1908, с. 165—166).

[БГ] С. 427—428. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. В алтаре зажигали огоньки, и они проступали на завесе целыми крестами, кустами и квадратами.

Примеч.: Как полагает Я. Дурье, символика звезд в финале булгаковского романа связана с максимой Канта.

В статье «Бог» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (т. 7, с. 207) названы следующие виды доказательств бытия Бога: космологическое, телеологическое, онтологическое, нравственное, а также историческое. Далее автор статьи пишет:

«Все изложенные доказательства нашли сурового и не вполне справедливого критика в лице Канта, который не только отрицает силу и обязательность этих доказательств, но и не признает возможным найти какое бы то ни было доказательство бытия Божия в области чистого разума. Неверие, впрочем, не могло утешиться разрушительною работою Канта. Отрицая силу и значение всех доказательств, он тем не менее сформулировал новое, свое собственное доказательство бытия Божия».

[ММ] С. 13. ...согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может.

— Браво! — вскричал иностранец. — Браво! Вы полностью повторили мыс ль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное, шестое доказательство!

ЛЕНИН Владимир Ильич (1870—1924), революционный, партийный и государственный деятель, публицист, философ.

[РЯ] С. 45. Ему было ровно пятьдесят восемь лет. Голова замечательная, толкачом, лысая...

Примеч.: Возраст Персикова (родился в апреле 1870 г.), имя Владимир, а также ряд портретных деталей в совокупности намекают на Ленина. Это соответствует аллегорическому смыслу сюжета повести.

С. 57. Фамилия, конечно, была переврана и напечатано: «Певсиков».

Примеч.: Как подчеркивает С. Никольский, ошибка передает «картавое» произношение фамилии — видимо, это тоже намек на «ленинские» черты образа Персикова.

«О государстве» (1919), лекция; опубликована в газете «Правда» 18 января 1929 г.

Государство есть «особый аппарат для систематического применения насилия и подчинения людей насилию»; после свержения власти капитала «не будет государства, не будет эксплуатации» (Ленин ПСС, т. 39, с. 73—74, 84).

[ММ] С. 32. — В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Примеч.: Одним из источников аллюзий (а возможно, и одним из поводов к возникновению образа Иешуа) могла послужить лекция Ленина. Сближение (если не отождествление) взглядов ранних христиан с коммунистическими идеями было достаточно широко распространено в социал-демократической литературе начала XX в.

«Странное и чудовищное» (1918), статья.

Посвящена негативной позиции «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире (Ленин ПСС, т. 35, с. 399).

[РЯ] С. 65. ...история приняла размеры странные и чудовищные.

Примеч.: Возможно, Булгаков сознательно цитирует заглавие статьи Ленина.

МАРКС Карл Генрих (1818—1883), немецкий экономист, философ, публицист.

[СС] С. 144. Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор?

«К критике гегелевской философии права» (1843), рукопись.

«Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях» (Маркс, Энгельс 1955—1981, т. 1, с. 415).

[ГПБог] С. 460. ...огненными буквами выскакивает: «Религия есть опиум для народа».

«К критике политической экономии» (1859).

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс, Энгельс 1955—1981, т. 13, с. 7).

[ПДК] С. 274. ...«Не сознание людей определяет их бытие, но напротив — общественная жизнь определяет их сознание».

МАРКС К.;

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820—1895), немецкий философ, публицист.

«Манифест коммунистической партии» (1848).

«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» (Маркс, Энгельс 1955—1981, т. 4, с. 423).

[Бег] С. 420. Люська. Призрак ходит в Курчулане, призрак ходит по тылам!

«Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир» (Маркс, Энгельс 1955—1981, т. 4, с. 459).

[ГПБог] С. 460. Пролетарию нечего терять, кроме его оков.

[ЗК] С. 98. Аметистов. <...> Я старый боевик, мне нечего терять, кроме цепей.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Маркс, Энгельс 1955—1981, т. 4, с. 459).

[БГ] С. 394. Пролетарии всех стран, соединяйтесь...

[БОк] С. 198. Попугай. Здравствуйте, Савва Лукич. Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Рукопожатия отменяются.

НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844—1900), немецкий философ и писатель.

«Антихрист. Проклятие христианству» (1888).

Характеристика Иисуса:

«Этот святой анархист, вызвавший на противодействие господствующему порядку низший народ, народ изгнанных и «грешников», <...> речами, которые, если верить Евангелию, еще и теперь могли бы довести до Сибири, — он был политическим преступником, поскольку таковой возможен в обществе, до абсурда политическом. Это привело его на крест: доказательством может служить надпись на кресте. Он умер за свою вину, — нет никакого основания утверждать, как бы часто это ни делали, что он умер за вину других» (Ницше 1990, т. 2, с. 654).

[ММ] С. 32. — В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

«...Тип Спасителя мы получили только в сильном искажении. <...> Тот странный и больной мир, в который вводят нас Евангелия, — мир как бы из одного русского романа, где сходятся отбросы общества, нервное страдание и «ребячество» идиота, — этот мир должен был при всех обстоятельствах сделать тип более грубым: в особенности первые ученики, чтобы хоть что-нибудь понять, переводили это бытие, расплывающееся в символическом и непонятном, на язык собственной грубости, — для них тип существовал только после того, как он отлился в более знакомые формы...» (Ницше 1990, т. 2, с. 656).

[ММ] С. 24. ... — ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил.

Примеч.: М. Каганская и З. Бар-Селла отмечают близость концепции — реально существовавший Иисус стал прототипом легенд, впоследствии канонизированных.

«Так говорил Заратустра (Книга для всех и ни для кого)» (1885).

«...Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что до́лжно превзойти. <...> Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!» (Ницше 1990, т. 2, с. 8).

[АЕ] С. 334. Ефросимов. <...> Есть только одно ужасное слово, и это слово «сверх». Могу себе представить человека, героя даже, идиота в комнате. Но сверхидиот? Как он выглядит? Как пьет чай? Какие поступки совершает? Сверхгерой? Не понимаю! Бледнеет фантазия!

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории» (1936), постановление ЦК ВКП(б).

«Для премирования лучших учебников, представленных на конкурс, установить 4 премии: первая премия 100 000 рублей» (Булгаков 1991, с. 286).

Примеч.: В вырезке из газеты «Правда», сохранившейся в булгаковском архиве, сумма обведена красным карандашом.

[ММ] С. 135. Жил историк одиноко <...> И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей.

Примеч.: Булгаков намеревался принять участие в конкурсе и начал составлять проект учебника (см.: Булгаков 1991).

ПИРРОН (ок. 360—270 до н. э.), древнегреческий философ.

[ЖГДМ] С. 340. ...школы древнего скептика Пиррона.

РАМЕ Пьер де ла (Рамус Петрус) (1515—1572), французский философ, логик, математик.

[ЖГДМ] С. 247. Он прекраснейшим образом познакомился с учением француза Пьера де Ла Раме, нападавшего на Аристотеля и погибшего во время Варфоломеевской ночи.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух, 1632—1677), нидерландский философ.

[СС] С. 193. ...а если бы мозг Спинозы?

СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879—1953), революционный, партийный и государственный деятель.

«О задачах хозяйственников» (1931), речь на Первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности.

«Как могло случиться, что вредительство приняло такие широкие размеры? Кто виноват в этом? Мы в этом виноваты. Если бы мы дело руководства хозяйством поставили иначе, если бы мы гораздо раньше перешли к изучению техники дела, к овладению техникой, если бы мы почаще и толково вмешивались в руководство хозяйством, — вредителям не удалось бы так много навредить.

Надо самим стать специалистами, хозяевами дела, надо повернуться лицом к техническим знаниям, — вот куда толкала нас жизнь. Но ни первый сигнал, ни даже второй сигнал не обеспечили еще необходимого поворота. Пора, давно пора повернуться лицом к технике. Пора отбросить старый лозунг, отживший лозунг о невмешательстве в технику, и стать самим специалистами, знатоками дела, стать самим полными хозяевами хозяйственного дела» (Сталин 1946—1951, т. 13, с. 37).

[ММ] С. 119. ...маэстро Воланд в высокой степени владеет техникой фокуса, что и будет видно из самой интересной части, то есть разоблачения этой техники, а так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

«О правом уклоне в ВКП(б)» (1929, апрель), речь на пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б).

«Вредительство буржуазной интеллигенции есть одна из самых опасных форм сопротивления против развивающегося социализма. Вредительство тем более опасно, что оно связано с международным капиталом. Буржуазное вредительство есть несомненный показатель того, что капиталистические элементы далеко еще не сложили оружия, что они накопляют силы для новых выступлений против Советской власти» (Сталин 1946—1952, т. 12, с. 14).

[ММ] С. 67. — Здорово, вредитель! — злобно и громко ответил Иван.

ТРОЦКИЙ (Бронштейн) Лев Давидович (1879—1940), революционный, партийный и государственный деятель, публицист.

[БГ] С. 210. У нас теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем все на свете. У нас — Троцкий.

[БГп] С. 51. Алексей. <...> У нас теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем вообще все на свете. У нас Троцкий!

[БГРРПГ] С. 539. — Об этом товарищ Троцкий позаботится...

[ГП] С. 521. Герои-добровольцы рвут из рук Троцкого пядь за пядью русскую землю.

[Дневник] С. 430. Сегодня в газетах бюллетень о состоянии здоровья Л.Д. Троцкого. <...> Итак, 8-го января 1924 г. Троцкого выставили.

Доклад на губернском съезде металлистов (1923).

[Дневник] С. 423. Сегодня в «Известиях» помещена речь Троцкого, которую он на днях произнес на губернском съезде металлистов. <...> ...как видно, будущее туманно.

Обращение к железнодорожникам (1920).

«Товарищи железнодорожники, помните, что победа начинается с завода и железнодорожной мастерской, прокладывает себе путь по рельсам и заканчивается ударом штыка» (Гудок. 1920. 1 сент.).

Примеч.: В начале 1920-х гг. Троцкий был не только народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета Республики, но исполнял также обязанности народного комиссара путей сообщения.

[Бег] С. 424. Хлудов. Вы, наверное, изучили приказ товарища Троцкого железнодорожникам? Как это там сказано? Очень хорошо: «Победа прокладывает путь по рельсам...»

«Письмо к артиллерийским частям Западно-Сибирского военного округа» (1923).

Речь в письме идет о сложном международном положении.

[Дневник] С. 419. Письмо Троцкого к артиллерийским частям Западно-Сибирского округа еще красочнее.

Речь на съезде железнодорожников (1924).

«Вопрос о военной химии и о воздушном флоте будет играть в судьбе Европы, в нашей судьбе, в судьбе всего мира огромную роль. <...> В дальнейшем взрывчатые вещества — динамит и проч. должны отойти на 3-е и даже 10-е место. Первое место займут отравляющие вещества или газы, а может быть, еще более совершенные и тонкие средства истребления, а именно — невидимые лучи» (Троцкий 1924).

Примеч.: Булгаков в числе других сотрудников газеты «Гудок» правил стенограммы выступлений на съезде.

[АЕ] С. 335. Ефросимов. <...> ...войны не будет. Вот почему: найдется, наконец, тот, кто скажет: если уж нельзя прекратить поток идей, обуревающих, между прочим, и Адама Николаевича, то нужно обуздать старичков. Но за ними с противогазом не угонишься! Требуется что-то радикальное. Смотрите (накладывает одну кисть руки на другую), это клетка человеческого тела... Теперь (сдвигает пальцы) что произошло? Та же прежняя клетка, но щели между частицами ее исчезли, а через эти щели, Адам Николаевич, и проникал старичок!

Примеч.: В сюжете булгаковской пьесы соединяются «химическая» тема и образ чудесного луча.

«Уроки Октября» (1924).

[Дневник] С. 441. ...раскол в партии, вызванный книгой Троцкого «Уроки Октября»...

С. 443. Мальчишки на улицах торгуют книгой Троцкого «Уроки Октября»...

ШТАЙНЕР Рудольф (1861—1925), австрийский философ, писатель.

[ЗП] С. 412. — Рудольфи, — сказал злой дух тенором, а не басом.

[ТДругу] С. 550. ...редактор мой Рудольф арестован и высылается за границу.

Примеч.: М. Каганская и З. Бар-Селла высказали предположение, что прообразом персонажа явился Штайнер.

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820—1895), немецкий философ, публицист; КАУТСКИЙ Карл (1854—1938), немецкий экономист, историк, публицист; один из лидеров германской социал-демократии.

[СС] С. 183. ...переписку Энгельса с этим, как его, дьявола... с Каутским.

Эрфуртская программа (1891), написанная Каутским программа социал-демократической партии Германии; принята на съезде в Эрфурте.

[Библиф] С. 482. За «Эрфуртской программой» в погреб побежали.