АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.), древнегреческий философ.
[ЖГДМ] С. 247. ...он начал свои занятия с изучения знаменитейшего философа древности перипатетика Аристотеля и, изучив его в полной мере, в такой же мере его возненавидел.
Примеч.: Перипатетиками называли учеников школы, основанной Аристотелем: философ имел обыкновение во время лекций прогуливаться вместе со слушателями.
[ММ] С. 248. ...а то, чего доброго, и сам Аристотель.
ГЕРОДОТ Галикарнасский (484—425 до н. э.), древнегреческий историк.
[ЖГДМ] С. 364. ...Геродота...
КАПЕЛЛА Марциан Минней Феликс (V в.), римский философ, писатель.
[ММ] С. 248. ...Марциан Капелла...
ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар; 99—55 до н. э.), римский поэт-философ.
[ЖГДМ] С. 245. ...погрузился в изучение <...> Лукреция.
ПЛАТОН (428/427—348/347 до н. э.), древнегреческий философ.
«Государство, иди О справедливости» (360 до н. э), диалог.
Идеальное общественное устройство невозможно без «полезности» браков для улучшения человеческой породы:
«...Лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими <...> ...потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет, раз наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей...» (Платон 1971, с. 257).
[Блаженство] С. 405. Бунша. А Институт Гармонии обязан мне невесту подыскать.
Радаманов. Помилосердствуйте, драгоценный мой. Институт не сваха. Институт изучает род человеческий, заботится о чистоте его, стремится создать идеальный подбор людей, но вмешивается он в брачные отношения лишь в крайних случаях, когда они могут угрожать каким-нибудь вредом нашему обществу.
ПЛУТАРХ (ок. 45 — ок. 127), древнегреческий философ и биограф.
«Сравнительные жизнеописания».
[ЖГДМ] С. 233. ...греческого автора Плутарха в сокращенном переводе.
Примеч.: Перевод Ж. Амио, изданный в 1559 г.
СЕКСТ ЭМПИРИК (конец II — начало III в.), древнегреческий философ и врач.
[ММ] С. 248. ...Секст Эмпирик...
«Три книги Пирроновых положений».
«Анаксагор противопоставлял положению, что «снег бел», то, что «снег есть затвердевшая вода, а вода черна, следовательно, и снег черен»» (Секст Эмпирик 1976, с. 214).
Примеч.: Анаксагор (ок. 500—428 до н. э.), древнегреческий философ.
[ЗП] С. 451. ...Максудов — «Черный снег».
СЕНЕКА Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), римский философ, автор трагедий, государственный деятель.
[ЖГДМ] С. 244. ...пьесы <...> Сенеки.
СОКРАТ (ок. 499—399 до н. э.), древнегреческий философ.
[СпСеанс] С. 224. В дымной тьме Сократ, сменивший Наполеона, творил чудеса.
ТАЦИТ Публий Корнелий (ок. 56 — ок. 117 н. э.), римский историк.
«Анналы» (109—116).
Говоря о христианах, Тацит замечает:
«Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом» (Иисус Христос 2007, с. 85).
[ММ] С. 9. ...Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в пятнадцатой книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, — есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.
Примеч.: С точки зрения современной науки, упоминание о Христе в «Анналах» принадлежит самому Тациту.
ФИЛОН Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.), иудейско-эллинистический философ.
[ММ] С. 9. ...на знаменитого Филона Александрийского...
«О посольстве к Гаю».
«...Пилат, бывший наместником Иудеи, не столько ради славы Тиверия, сколько ради огорчения народа велел установить во дворце Ирода позолоченные щиты, на которых не было никаких изображений, а только сделана надпись: посвятил такой-то такому-то. Узнав об этом, народ пришел в беспокойство и <...> стал увещевать его удалить щиты и не нарушать обычаи отцов, которые извечно оставались неизменны и соблюдались и царями, и правителями. Но свирепый и упрямый Пилат не обратил на это никакого внимания. Тогда все воскликнули: «Перестань дразнить народ и возбуждать его к восстанию! Воля Тиверия состоит в том, чтобы наши законы пользовались уважением. Если ты, быть может, имеешь другой приказ или новое предписание, то покажи их нам, и тогда мы немедленно отправим депутацию в Рим». <...> ...присутствующие написали Тиверию жалобное письмо. Тот, узнав о делах Пилата, вознегодовал, хотя гнев его, как известно всем, разжечь было непросто. Немедленно же после этого он написал Пилату письмо, велев ему без промедления убрать щиты» (Иисус Христос 2007, с. 19).
[ММ] С. 38. — О нет! — воскликнул Пилат, и с каждым словом ему становилось легче и легче: не нужно было больше притворяться, не нужно было подбирать слова. — Слишком много ты жаловался кесарю на меня <...> Вспомни, как мне пришлось из-за вас снимать со стен щиты с вензелями императора...
ФЛАВИЙ Иосиф (ок. 37 — ок. 100), римский историк иудейского происхождения.
[ММ] С. 9. ...на блестяще образованного Иосифа Флавия...
«Иудейская война».
«...Он возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода, по которому вода доставлялась из отдаления четырех стадий. Народ был сильно возмущен, и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись с толпой, бить крикунов палками, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под их ударами, а многие были растоптаны в смятении своими же соотечественниками» (Флавий 1991, с. 157).
[ММ] С. 38. И не водою из Соломонова пруда, как хотел я для вашей пользы, напою я тогда Ершалаим!
Примеч.: Соломонов пруд — искусственный водоем в 25 км от Иерусалима.
ЦЕЗАРЬ Гай Юлий (100 или 102—44 до н. э.), римский государственный деятель, полководец, писатель.
[ЖГДМ] С. 364. ...Цезаря...
ЭПИКУР Самосский (342/343—271/270 до н. э.), древнегреческий философ.
[ЖГДМ] С. 248. ...от философа Эпикура, проживавшего примерно лет за триста до Рождества Христова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |