Вернуться к Е.О. Пенкина. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. Булгакова

3.5. Структура «Бега»

Композиция «Бега» представлена М. Булгаковым как восемь снов. Сразу после обозначение действующих лиц автор дает примечание о месте и времени действия: сон первый — Северная Таврия (осень 1920); сны второй, третий, четвертый — Крым (осень 1920); сны пятый, шестой, восьмой — Константинополь (осень, лето 1921); седьмой — Париж (осень 1921).

По ремаркам, нам известно, что Голубков и Серафима бегут из Петербурга и в Петербург намерены вернуться (так заканчивается восьмой сон) — это дает нам право учитывать Петербург при построении пространственной модели «Бега».

Первое действие (сон) начинается в подземелье, во тьме, откуда доносятся голоса монахов. Монахи в подземелье (преисподней) — это парадокс по типу Достоевского, когда человек кончает жизнь самоубийством с иконой в руках («Кроткая»). Далее — «внутренность» [49, 127] церкви, где мы впервые встречаемся с Серафимой и Голубковым (Серафим и Голубь — принципы божественной иерархии), а также с двумя оборотнями: беременная Барабанчикова, она же Чарнота («мир чар») и химик Махров, он же Африкан (чужой?).

Все движение Серафимы по пространству произведения насильственно. Не по своей воле, а вслед Корзухину она покидает Петербург. Из монастыря (в первом сне) ее увозит Чарнота по просьбе Голубкова (Серафима: ...Я хочу пить... и в Петербург...; Люська: Крапилин! (крапить — помечать) Подымай ее, бери силой! [49, 134]). Со станции в Севастополь ее увозит контрразведка (сон второй [49, 145]) «Освобожденная» Чарнотой (сон третий), Серафима попадает в Константинополь. В четвертом и пятом и седьмом снах — ее нет, т. е. она не появляется как действующее лицо. В шестом сне Голубков поручает ее Хлудову (хлуд — жердь — ось — вертикаль): «...она ушла от меня, задержи ее, побереги...» [49, 171]. Восьмой сон — Серафима впервые сама принимает решение: «...Я придумала — поедем ночью домой!» [49, 185] Домой — это в Петербург.

Пространство восьми снов и Петербург (откуда бегут и куда возвращаются) — это девять ориентиров структуры «Бега», они же иллюстрация трех (3×3) «бездн» в процессе человеческого становления, они же смысл девяти кругов «Дантова ада», или собственно три мира всех мифологических космогоний, где мир земной — человеческий (мир души у греков) дан семеркой.

Поскольку в «Беге» М. Булгакова интересовал именно человек, то и человеческий мир, или мир, который преодолевается человеком для Боговоплощения (для осуществления человеческого), расписан подробнейшим образом. Петербургом (0 и 9), обозначен мир Божественного (верхний мир), — «дом» Серафимы и Голубкова. Подземельем монастыря (сон 1) дана преисподняя — Аид. Земной мир: зал — станция (сон 2), кабинет контрразведки и кабинет во дворце — Севастополь (сны 3 и 4), карусель на фоне Минарета и дом на фоне Минарета — Константинополь (сны 5 и 6), кабинет — Париж (сон 7), комната на фоне Минарета — Константинополь (сон 8). Булгаковская ремарка в начале, объединяет 2, 3 и 4 сны (по месту действия) в Крым, а 5, 6 и 8 — в Константинополь.

С точки зрения нумерологии, сумма 2 + 3 + 4 = 9, а сумма 5 + 6 + 8 = 19 (9 + 1 = 10 (1)). Между 9 — (небом) и 1 (преисподней) остается 7 (сон в Париже). Причем в земных координатах небо и преисподняя зеркально перевернуты: Крым — небо, а Константинополь — пекло. Может ли это быть случайным совпадением для М. Булгакова, имевшего опыт построения пространственной «матрешки» в «Белой гвардии», изучающего «Мнимости в геометрии» П. Флоренского и отлично разбирающегося в дантовом построении мироздания? Скорее здесь прослеживается закономерность.

В структуре «Бега» заложена динамика развития, и поэтому «матрешка» преобразуется в спираль. Это происходит за счет возвращения из Парижа в Константинополь и за счет перспективы возвращения «домой» в Петербург (см. Приложение). В восьмом сне нет упоминания ни о Петербурге, ни о Севастополе, речь о возвращении домой — в Россию, и это понятно. «Дом» для Серафимы и Голубкова — это небесный мир, заданный условно как Петербург (откуда приходят и куда возвращаются). А Россия для Хлудова (Героя — воина) и есть небесная родина, поэтому в тексте не обозначено, что он едет в Севастополь, Петербург или направляется еще куда-либо.

М. Булгаков дает понять, что здесь дело не в географии, а в путешествии по сакральному пространству Мирового древа (как это происходит, уже было описано при рассмотрении предыдущей модели), по Пути преодоления «бездн», данных человеку. Хлудов осуществляет этот Путь. Стоит отметить еще несколько важных моментов в логике приведенных рассуждений. Значим тот факт, что Хлудов появляется во втором сне. С ним никак не связан Петербург, и его не было в подземелье монастыря, следовательно, вначале он не связан ни с небом, ни с преисподней. Мир Героя изначально земной. Хлудов появится в снах 2, 4, 6 и 8, а только решение о возвращении даст ему перспективу 9. Сумма любой вариации чисел даст 2 (2 + 4 + 6 + 8 = 20 (2) или 2 + 4 + 6 + 8 + 9 = 29 = 2 + 9 = 11 (2)). Сон второй — начало земного пути, поэтому двойка у Булгакова символизирует новое рождение — возрождение в мир. Когда мы говорили о Пути Хлудова-Героя, было отмечено, что решение о возвращении констатирует победу над внутренним драконом (сатаны в себе) и является преодолением «бездны», что гарантирует возрождение и дает следующий этап Пути, связанный со следующей «бездной» (сатаной в мире) — двойку (2). Следовательно, пространственная структура произведения отвечает логике сюжета и композиции «Бега».

Объективно также, симметрично-зеркальное построение, где граница — море (между 4 и 5 снами): Петербург (0), монастырь (1), станция (2), Севастополь (3, 4) — (5,6)

Константинополь, (7) Париж, (8) Константинополь — возвращение, (9) Петербург. При этом в четвертом сне Хлудов цитирует Исход, а в пятом сне не появится ни Голубков, ни Серафима, ни Хлудов. Серафимы нет уже в четвертом сне. Именно тот факт, что она увезена Чарнотой («зачарована»: заколдована и похищена), является импульсом для преодоления границы Хлудовым, ведомым Голубковым. Голубков приставлен к Серафиме, он следует за ней и увлекает с собой Хлудова. Взаимоисцеление и взаимоосвобождение внутренне связывают между собой эти три персонажа и ведут их к единой цели, смысл которой дан М. Булгаковым в эпиграфе:

Бессмертье — тихий, светлый берег;
Наш путь — к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!..