Вернуться к Е.О. Пенкина. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. Булгакова

Заключение

Исследование национального художественного сознания в контексте предложенной методологии, где базовыми ориентирами являются структура и традиция, привело нас к выводам, связанным с созданием картины философского мира М.А. Булгакова.

а) методологические основания:

1. Структура сознания представляет собой двойную спираль, которая есть универсальная модель развития любой жизнедеятельности на земле. С учетом этого факта, а также опираясь на изучение механизмов работы сознания (выявленных наукой двадцатого века), приходим к выводу: сознание условно двойственно, и поэтому можно говорить о его исторической и космологической составляющих.

2. В художественном сознании космологическая составляющая всегда доминанта. Поэтому нас интересовала, прежде всего, традиция данной составляющей, и прослежена она была в цепи: мифологические представления — греческая философия — византийские источники. Исследование данной традиции привело к формулировке особенностей национального сознания, среди которых особенно важными являются онтологичность и экзистенциальность.

3. Необходимость рассматривать процессы становления сознания и активизации вышеназванных особенностей в динамике привела к изучению еще одного универсального построения, которое и стало ключом исследования. Это:

Эстетика

Этика

Онтология

Красота

Добро (Любовь)

Истина

форма

энергия

закон

импульс

путь

цель

Бог-Дух Святой

Бог-Сын

Бог-Отец

4. Данное построение отражает принципы движения и развития: а) в мифологических космогониях; б) в философских представлениях о миросотворения в) в религиозных и теософских доктринах; г) в современной научной космогонической картине; д) в эволюции человека и мира, стремящихся к осуществлению и состоятельности. Это же построение является основным для булгаковской «картины мира».

б) выводы, связанные с построением модели булгаковского космоса:

5. «Картина мира» М.А. Булгакова:

Эстетика (красота, форма): основополагающие булгаковской поэтики — структура и миф.

Этика (героическое движение по пути добра): путь Добра — смысл бытия булгаковского героя, и путь Любви — осуществление булгаковской героини.

Онтология (цель — Истина — закон): несомненно, целью булгаковского творчества было постижение автором великой Истины — ее он искал, выстраивая абсолютные, выверенные временем структуры «матрешки» и спирали, заданные в «дантовом пространстве» и «пространстве Апокалипсиса». Именно Истина нужна была М.А. Булгакову в ответе на вопрос о смысле существования Мира и Человека. Великий писатель знал, что тайна этой Истины — Божественность. Ее он пытался постигать через вечную мудрость мифа, в нее пытался попадать через экзистенциальное преодоление земной ограниченности, к ней стремился через апокалипсическое возрождение к Вечному блаженству.

6. Эстетика, этика и онтология одного спирального витка художественного сознания М.А. Булгакова дает нам модель булгаковского космоса.

7. В поисках Истины М. Булгаков последовательно написал «Белую гвардию», «Бег» и «Мастера и Маргариту» — трилогию, оптимистическое движение авторской мысли к возможности осуществления.

Мир в «Белой гвардии» как самая яркая, самая заданная и самая жесткая из существующих на земле форм — начало эволюционного развития булгаковских идей. Мир ортодоксально «проведен» через Апокалипсис, т. е. через падение к возрождению, которое задано последним кольцом в структурной модели романа и мифологическими ориентирами вечности (крест, окрест и звезды). Крест — ось Земли, окрест — астрономическое местоположение Земли между Венерой и Марсом. Пока Земля — Мир несет Крест в основе своей (Мелогическая проблема1 — она космически состоятельна, поэтому «вера православная» дана М. Булгаковым как необходимое условие возрождения Мира.

Для возрождения также необходим выбор между кровавым Марсом (враждой) и пастушьей Венерой (любовью), которая ближе к Солнцу, а значит, — к осуществлению. В «Беге» Мир уже задан как «перевертыш» в системе Вечности (см. Приложение: структурную модель «Бега»): М. Булгаков имеет в виду то, что социальная состоятельность в рамках мира — это крах человеческой состоятельности: чем выше твое благополучие в рамках мира, тем ты ближе к преисподней. И только когда человек отрекается от мира в пользу самостановления, ему дается путь приобщения к божественному. В «Мастере и Маргарите» земной Мир — уже полностью сатирическое «ничто» в координатах вечности, он заслуживает лишь «сократовской иронии» и «Чацкого противостояния».

Человек в «Беге» — этическая идея осуществления Пути. Заданность персонажей «Белой гвардии» не дает им возможности реализации — они лишь персонификация глобальных мифологических образов, которые своей смысловой нагрузкой лишают их самостоятельности воплощения.

Роман Хлудов в «Беге» — это первая попытка М. Булгакова осмыслить неистовую борьбу человека в рамках земной ограниченности и враждебности за свое человековоплощение, за свою состоятельность и право быть вопреки всему. Но в «Беге» Хлудову помогают противостоять миру (царству дьявола) персонифицированные божественные сущности: Серафима и Голубков. В «Мастере и Маргарите» человек предоставлен сам себе. В своем отречении от мира и в своей приобщенности к Божеству он так велик, что сам Дьявол вынужден содействовать ему. Однако сам по себе человек не спасется, но импульс Пути Добра (Любви) ведет к осуществлению. Не заслужив света, Мастер спасет Пилата и укажет путь Ивану Бездомному. Мастера спасет Маргарита.

Человеку М. Булгаков укажет тот же апокалиптический путь, что и миру: через жертву и смерть к возрождению и Вечному блаженству, через импульс красоты — путем Добра (Любви) — к Свету, к Истине.

Мироздание в «Мастере и Маргарите» — авторские онтологические координаты представлены целостно и без противоречий. На протяжении творческой эволюции от «Белой гвардии» через «Бег» к последнему роману М.А. Булгаков уже ответил себе на «вечные» вопросы, выверил главные построения, утвердился в мировоззренческих позициях и пришел к главному выводу: «Все будет правильно, — на этом построен мир!» [48].

А, кроме того, писатель сформулировал для себя законы мироздания, пониманию которых, может быть, он и посвятил свою жизнь, пользуясь творческим чутьем прорицателя. Это закон миросотворения, в основе которого лежит принцип триединства (хаос, творческая идея, космос). Это закон жизни, данный Христом человеку и написанный в Откровении от Иоанна для мира — закон прохождения через экзистенциальную грань (смерть) и возрождение к Божественному. Закон эволюции — движение внутри спирального кольца: цикл от импульса Красоты, путем Добра (Любви) к цели — Истине, которая и дает нам этот импульс начала.

Структурные модели булгаковских произведений являют собой геометрическое отражение этих законов. Структура «матрешки» в «Белой гвардии» (в основе которой — Апокалипсис) и спираль «Бега» (первое булгаковское решение «Дантова пространства»), очевидно, совмещены в более сложную и более универсальную структуру «Мастера и Маргариты». Однако это выходит за рамки данной работы. Есть только гипотеза, согласно которой структура «Мастера и Маргариты» представляет собой двойную спираль, вписанную в звезду Давида.

Онтология в булгаковском космосе была бы представлена неполно, если не учитывать эволюцию соотношения божественного и дьявольского в творчестве писателя. В «Белой гвардии» первая попытка создания образа Дьявола у М. Булгакова представлена Мышлаевским, но он лишь необходим как персонаж Апокалипсиса. Его час еще не настал, большевики — «войско аггелов» (его войско) только должны войти в город. Пока же главный герой — антихрист (Петлюра): в его царствие происходят основные события в романе. Также перспективой (по сюжету Откровения) дано и Царствие Божие, с которым связан у М. Булгакова Алексей Турбин. Он некое персонифицированное существо божественной иерархии — «божий человек», наделенный вполне определенной, от Бога данной, миссией: осуществить возможность гармонии для мира (подобие Царства Божьего на земле), что связано с монархией. Сам Бог (во сне Алексея) представляет собой высший абстрагированный принцип, который занят «распределением мест» в раю и для рядовых дьявольского войска, в частности. Он над добром и злом, над жизнью и смертью, над любыми «бинарными оппозициями», составляющими мир. В «Беге» Серафима и Голубков — персонифицированные представители божественной иерархии, тогда как Чарнота (оборотень, игрок и Агасфер) явно из иного лагеря. В «Мастере и Маргарите» Воланд (Сатана) и Иешуа (Христос) — уже персонификация «глав обоих ведомств» (тьмы и света), и они оба соприкасаются с человеческим миром, тогда как Бог по-прежнему остается абсолютной объективностью, в традиции занимающейся «Небом, не Землей» [М. Лермонтов]. Мир не оставлен, но важна активность человека. И если у Ф. Достоевского Бог борется с Дьяволом, а поле их битвы душа человеческая, то для М. Булгакова весь смысл победы Бога в реализации этой Души. И если у Ф. Достоевского красота спасет мир при условии Добра, то для М. Булгакова уже героический путь Добра (Любви) в бесконечном поиске Истины спасет мир.

Полагаем, что следующий Великий писатель, продолживший эту традицию, должен написать роман о Боге, а, значит, о человеке, победившем дьявола в себе и построившем на земле праобраз Царствия Божьего: идеальное государство Платона, например, или «китайский космос» (Поднебесную), где все математически выверено и является отражением неба. И тогда, живя в этом космосе, человек будет стремиться попадать в дыхание Хаоса, замечая его, как древние даосы, в движении лепестка или мгновенной пластике волны.

Хаос — это то, что в последние десятилетия так интригует современную физику и математику, свидетельство чему — непреходящий интерес к теории катастроф. Хаос — это то, что в мгновение своей великой и ужасающей мощью может разрушить то, что долгое время кропотливо сооружалось человеком-муравьем. Страх (который «самый страшный порок») и интрига — вот что владеет современным человеком. Однако уже есть и понимание того, что разрушительную силу божественного Хаоса притягивает дьявольский хаос мира, в котором мы живем. Если человек осуществляет свой творческий потенциал для создания космоса, миропорядка, если его усилия направлены на гармонизацию себя и мира, то божественный Хаос дает свою великую силу для этого движения к Свету, и человек, обретая ее, становится титаном, способным уловить мгновение Хаоса в дыхании ветра или взмахе птичьего крыла. Об этой красоте писал Ф. Достоевский, и такой путь был важен для М. Булгакова. Гений М.А. Булгакова заключается именно в том, что он еще раз, как многие, за тысячи лет до него, пытался своим творчеством напомнить человеку о его великом божественном предназначении.

Примечания

1. Федоров И. Мелодическая проблема: Мир, лишенный своей оси — Креста, превращается из Космоса в Хаос (в мел — в порошок). Хаос материи — зло, имеющее дьявольскую сущность. Хаос Духа — божественный принцип, постигаемый только через миропорядок, т. е. материальный космос. Если мир лишен Креста, т. е. космоса, то восстановить его может только меч. Крест превращается в меч для космизации мира. (Не мир, но меч...)