Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

Глава 2. Сферы метафорического притяжения в прозе М.А. Булгакова

Задачей настоящей главы является поиск специфики метафорического моделирования в художественной картине мира М.А. Булгакова на основе использования методики фреймово-слотового анализа мегасфер, служащих мишенями (по Дж. Лакоффу) метафорической экспансии. Основное внимание уделяется тем сферам смысловым сферам метафорического притяжения СОЦИУМ и ЧЕЛОВЕК, которые являются наиболее частотными, доминантными, развернутыми, детально структурированными.

Детальному описанию слотов, фреймов и сфер, составляющих две названные мегасферы, посвящены два первых параграфа главы. В третьем параграфе (он подготовлен на материале романа «Белая гвардия») представлено последовательное описание закономерностей метафорического представления конкретных политических лидеров — Симона Петлюры, кайзера Вильгельма, гетмана Скоропадского, Льва Троцкого и др. В соответствии с первоначальным замыслом эти материалы должны были войти во второй параграф настоящей главы, однако конкретный анализ показал, что для М.А. Булгакова характерны существенные особенности в метафорическом представлении политических лидеров. Поэтому указанные метафоры были рассмотрены в специальном разделе.

Необходимо отметить, что в рассмотренных текстах обнаружены также метафоры, сферы-мишени которых относятся к иным мегасферам. М.А. Булгаков нередко используют метафоры, относящиеся к мегасферам-мишеням АРТЕФАКТЫ и ПРИРОДА. Однако проведенное нами исследование свидетельствует, что к числу доминантных, то есть наиболее частотных, относятся именно метафоры, относящиеся к мегасферам СОЦИУМ и ЧЕЛОВЕК, причем в последней мегасфере весьма активны образы, связанные с метафорическим представлением конкретных политических лидеров.

Следует подчеркнуть, что в рассмотренных текстах обнаружены метафоры, которые восходят и к иным мегасферам (природа, артефакты и др.), однако метафорическая продуктивность всех иных мегасфер в творчестве М.А. Булгакова существенно меньше, чем продуктивность мегасфер, которые рассматриваются в настоящем разделе.