Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

1.5. Выводы по первой главе

Представленный в настоящей главе анализ позволяет сделать вывод о том, что при конкретном исследовании закономерностей метафорического моделирования художественной картины мира в творчестве М.А. Булгакова для выявления существенных характеристик идиостиля писателя необходимо учитывать следующие положения:

1. В многообразии исследований, посвященных художественному наследию М.А. Булгакова, до настоящего времени не было монографических работ, посвященных концептуальным метафорам как элементу идиостиля М.А. Булгакова и метафорическому моделированию действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова. Существует необходимость заполнить эти пробелы в булгаковедении.

2. Исследования метафорического моделирования художественной картины мира с помощью когнитивной методологии единичны, а методика таких исследований требует существенного уточнения, что даст возможность для более полного осмысления когнитивных аспектов художественного дискурса.

3. Современные достижения когнитивной лингвистики позволяют рассматривать метафору в художественной картине мира как способ познания действительности и концептуализации мира. Когнитивное направление в исследовании художественной картины мира обращается к идиостилю как к сложной системе, отражающей знания писателя о действительности, воплощенные в его произведениях в виде индивидуально-авторской картины мира. Художественная картина мира М.А. Булгакова отображает социальные и исторические процессы сквозь призму ментальных и психических ресурсов сознания писателя.

4. Исследование процессов метафоризации в художественной картине мира в настоящей работе опирается на лучшие достижения теории концептуальной метафоры. Такой подход позволяет рассматривать метафору как сложный вербально-образный комплекс, где образная система, концентрируя в себе существенные черты обозначаемого, становится инструментом познания и художественного воссоздания объектов действительности.

Для описания функционирующих в анализируемых художественных текстах метафорических моделей необходимо охарактеризовать следующие их составляющие: исходную понятийную область, новую понятийную область, типовые для данной модели сценарии, относящиеся к данной модели фреймы и составляющие их типовые слоты, а также компонент, связывающий первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц.

5. Концептуальная метафора в художественном дискурсе может реализовывать следующие функции: эстетическую, изобразительную, экспрессивную, когнитивную, коммуникативную, эвфемистическую, популяризаторскую, прагматическую. Функции концептуальной метафоры, проявляющиеся в художественной картине мира не автономны, они имеют взаимопроникающий и взаимодополняемый характер. В определенном контексте та или иная функция может проявляться в большей или меньшей степени.

6. Метафорические кластеры, обладающие таким свойством как пересекаемость метафорических моделей и плотность метафорических номинаций, показывают мироощущение и мировидение автора, отображают его в художественной картине мира. Нагнетание метафор в тексте передает сложный и вместе с тем целостный комплекс ощущений, чувств, рефлексий по отношению к отражаемой писателем действительности.