Идиостиль проявляет себя в результате текстопорождающей и эстетической деятельности языковой личности, поэтому он отражается в отборе предпочтительных средств, необходимых для построения текста. Одним из конструктивных текстопорождающих средств является метафора, метафорическое моделирование действительности.
Предпосылки возникновения метафоры у М.А. Булгакова заключаются в том, что творчество писателя, по мнению В.В. Химич, стоит на позициях недоверия к действительности и сомнения в истинности идей и норм складывающейся социальной нови. Суть художественного мышления и формирующегося на его основе образа мира у М.А. Булгакова состоит «в диалогическом способе искания истины» (Бахтин, 1972). Этим фундаментальным положением объясняется познавательная ориентация его метода, характер оценочности и закономерности моделирования эстетической реальности (Химич, 1995: 7).
В творчестве М.А. Булгакова сложилась определенная система табуирования, которая стала началом метафорического словотворчества. Система табуирования была обусловлена такими разнородными явлениями, как пережитые драматические ситуации, гражданская позиция, писательское кредо, творческий метод, философские воззрения.
Как пишет В.В. Новиков, задачей своего творчества М.А. Булгаков считал утверждение цивилизации и просвещения, он был уверен, что должен способствовать «Великой Эволюции», к которой может и должна подталкивать сатира, в том числе и его произведения, «в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта». Акцентуация темы революционных преобразований противоречит личной и творческой позиции и, соответственно, табуируется (Новиков, 1996: 23). Это находит отражение в метафорических иносказаниях.
В.В. Новиков справедливо отмечает, что на протяжении всего творческого пути писатель запрещает себе упрощение явлений действительности. М.А. Булгаков, заявляя своё писательское кредо, утверждает сложность воспроизведения реалий, при этом не снимает противоречий жизни, не упрощает их, не хочет и не может лишить своих героев сложной диалектики, мучительного процесса вызревания в их сознании великих истин. Искусство, по его мнению, всегда должно оставаться искусством, идти от жизни и сквозь особую линзу (мирочувствование художника) видеть особенное, то, что он хорошо знает, и запечатлеть это особенное так, как он умеет в силу своего таланта (Новиков, 1996: 32).
Табуируя упрощение восприятия и отображения действительности в произведениях, писатель обращается к метафоре как способу осмысления действительности. Таким образом, метафора является для М.А. Булгакова не столько образным средством, связывающим два значения слова, сколько продуктом мыслительной операции, который объединяет две понятийные сферы.
Как пишет В.В. Химич, моделируя действительность, так называемую художественную картину мира, художник отображает (как в зеркале) метафорическую картину мира. В.В. Химич называет булгаковскую картину мира «странным реализмом» или отображением действительности в кривом зеркале (Химич, 1995: 32).
Таким образом, соблюдая однажды установленное табу на упрощение восприятия и отображения действительности в своих произведениях, М.А. Булгаков прибегнул к метафоре, которая стала одним из стилеобразующих элементов его идиостиля. Идиостиль проявляет себя в результате текстопорождающей и эстетической деятельности языковой личности, поэтому он отражается в интеграции предпочтительных тем, жанров, средств, необходимых для построения текста. Таким текстопорождающим средством является метафора, метафорическое моделирование действительности.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |