В тексте настоящей главы мы стремились охарактеризовать мегасферы-источники метафорической экспансии в художественной картине мира М.А. Булгакова, систему фреймов и слотов концептуальной метафоры, а также выявить концепты и показать вместе с источниками метафорики реалии действительности, для образной номинации которых используются соответствующие фреймы и составляющие их слоты.
При количественном сопоставлении источников метафоры обнаружилось, что для художественной картины мира М.А. Булгакова метафора ПРИРОДЫ значительно более частотна, чем метафоры другого типа.
1. Рассмотренный материал свидетельствует о том, что в художественной картине мира М.А. Булгакова частотными, доминантными, развернутыми, детально структурированными являются метафоры концептуальных мегасфер-источников ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК и АРТЕФАКТ.
2. При количественном сопоставлении источников метафоры обнаружилось, что в художественной картине мира М.А. Булгакова метафора ПРИРОДЫ значительно более частотна (49%), второе место по частотности занимают метафоры со сферой ЧЕЛОВЕК (29%) на третьем месте находятся метафоры с исходной понятийной областью АРТЕФАКТ (19%). Процентное соотношение между зонами источниками метафорической экспансии художественной картины мира М.А. Булгакова приведено ниже (см. рис. 18).
Рис. 18. Диаграмма соотношения между зонами источниками метафорической экспансии в художественной картине мира М.А. Булгакова
3. В мегасфере ПРИРОДА широко используются метафоры живой и неживой природы для представления сущности политической, социальной и духовной жизни. М.А. Булгаков представляет ситуацию в стране и обществе в целом как закономерную, развивающуюся по законам природы и потому вполне предсказуемую и развивающуюся циклично.
4. Моделирующий потенциал сферы-источника «Физический мир» регулярно используется писателем в художественной картине мира для осмысления действительности. Метафоры с исходными смыслами «Движение», «Физические вещества и их свойства», «Физико-химические процессы», «Тепловые явления» структурируют представление о действительности, позволяют понять, таким образом, общие закономерности и особенности восприятия писателем жизни как таковой.
5. Физическая картина мира моделируют образ закономерной, логично развивающейся по законам физики действительности. Прагматический смысл метафоры физической картины мира можно сформулировать следующим образом: общественная жизнь развивается по закономерностям физической науки, в которой неизбежны такие составляющие, как: движение, физические вещества и их свойства, физико-химические процессы, тепловые явления.
6. Жизнь человека как частички действительности соотносится с законами физической науки. Жизнь человека как физический процесс взаимодействует и поддается воздействию глобального физического процесса окружающей среды.
7. Метафорический потенциал базовых концептов сферы «Метеоусловия» традиционно для русского национального сознания и русской литературы помогает осмысливать явления действительности, среди которых обнаруживаются исторические события, поведение человека и массы людей. Метафора метеоусловий репрезентирует психическое и эмоциональное состояние человека в частности и общества в целом, задавая такие особенности, как цикличность и природная закономерность.
8. Моделирующий потенциал сферы-источника «Мир животных» представлен достаточно широко. Концептуальные метафоры «Человек — это животное» и «Человеческое общество — это мир животных» проиллюстрировали типичные образы социума и показали отношение к ним писателя. Лидирующую позицию среди представленных образов занимает человек-хищник.
9. Метафорический перенос мира животных на человеческую сущность можно считать основанием для такой характеристики метафоры, как антропоморфность, которая указывает на проявление антропоцентричности сознания и идиостиля писателя.
10. Моделирующий потенциал сферы-источника «Мир растений» крайне мал, вероятно, потому, что действительность представляется писателю гораздо белее сложной системой, чем растительная система.
11. В мегасфере ЧЕЛОВЕК активно используются физиологические и психологические метафоры. Персонифицированные конкретные и абстрактные неодушевленные понятия становятся активными участниками событий или равноправными партнерами, вступающими в какие-либо отношения с человеком.
12. В рамках понятийной мегасферы АРТЕФАКТЫ в художественной картине мира М.А. Булгакова актуализированы концептуальные онтологические метафоры «Человек — это механическое устройство», «Человек — это сосуд», «Глаза человека — это сосуд», «Душа человека — это сосуд», прагматический потенциал которых заключается в антропоцентричности.
13. Исходная понятийная сфера «Механизм» в ассоциативном переносе на фрагменты реального мира создает в целом нейтральный образ действительности и ее субъектов. Прагматику механистической метафоры в художественной картине мира М.А. Булгакова можно определить как зависимость от работы целого механизма, слаженность в системе работы.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |