Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

Заключение

Интерес к установлению закономерностей метафорического моделирования в художественной картине мира определенного писателя согласуется с представлениями о том, что существующая в национальном сознании система метафорических переносов — это важное средство постижения, представления и оценки действительности, отражающее национально-культурную специфику.

Использование методик и приемов, созданных в рамках когнитивной лингвистики (выявление доминантных концептуальных метафор и их описание по фреймам и слотам сфер-мишеней и сфер-источников), оказалось эффективным путем для исследования системы метафор в художественной прозе М.А. Булгакова.

Проведенное исследование показывает, что сложная система концептуальных метафор, характеризующая художественную картину мира М.А. Булгакова, является стилеобразующей основой языка писателя.

В художественной картине мира М.А. Булгакова продуктивно используются концептуальные метафоры с исходными понятийными сферами: ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, АРТЕФАКТ.

Мегасфера ПРИРОДА моделирует образ гармоничной, закономерной, логично развивающейся действительности. Актуализация метафорики живой и неживой природы, рефлексируя действительность, опирается на принцип антропоцентричности мышления. Человек стоит в центре метафоризации. Наблюдается амбивалентная коннотативная направленность: собственно животные актуализируют активную жизненную позицию героев, низшие животные направлены на дискредитацию и обладают яркой пейоративной окраской.

Прагматический потенциал мегасферы ЧЕЛОВЕК в художественной картине мира М.А. Булгакова достаточно велик. Актуализация психологической и физиологической метафорики для осмысления действительности поддерживается принципом антропометричности когнитивного процесса. Общую коннотативную направленность можно охарактеризовать как нейтральную. Метафоры констатируют наличие определенных физиологических или психологических характеристик у объектов действительности, персонифицируют конкретные и абстрактные, но неодушевленные понятия, делают их активными участниками событий, иногда равноправными партнерами, вступающими в какие-либо отношения с человеком. Активное участие олицетворенных субъектов проявляется на нескольких уровнях: равноправные отношения с человеком, отношения, подчиняющие человека, безотносительные к человеку, сопровождающие его жизнедеятельность.

Мегасфера АРТЕФАКТ актуализируется в концептуальных метафорах, направленных на создание образа человека. Прагматический потенциал концептуальных метафор вместилищ и механизмов направлен на интерпретацию человека, то есть заключается в антропоцентричности.

Действительность в художественной картине мира М.А. Булгакова представлена рядом политических и военных действий в мегасфере СОЦИУМ, моделирование которых обозначилось двумя типами развернутых, доминантных метафор: инфернальной метафорой и метафорой театральной (шахматной) игры. Прагматический потенциал этих концептуальных метафор разнообразен в негативе коннотативной нагрузки, которая колеблется от ироничного и пренебрежительного до агрессивного.

Портреты политических лидеров эпохи нашли отражение в метафорической рефлексии писателя. Высокая частотность метафорических портретов политических лидеров эпохи с однозначно инфернальным исходным смыслом объясняется политической бескомпромиссной позицией писателя. Прагматический потенциал инфернальной метафоры заключается в агрессивном развитии локального хаоса и его негативной разрушающей энергии, захватывающей многомерное пространство.

Настоящую диссертацию от ранее проводимых исследований отличают следующие положения:

1. Впервые выявляются и анализируются индивидуальные когнитивные метафорические модели в творчестве выдающегося русского писателя М.А. Булгакова.

2. Метафорические портреты политических лидеров изучались только на основе собственно политических текстов, в настоящем диссертационном исследовании впервые метафорические портреты политических лидеров исследуются на материале художественного произведения.

Исследование закономерностей метафорического моделирования в художественной картине мира может инициировать последующие этапы в изучении концептуальной метафоры в художественной прозе других писателей. Проведённая работа позволяет наметить некоторые перспективы дальнейшего исследования.

К перспективам дальнейшего исследования концептуальных метафор в художественной картине мира в рамках когнитивного подхода можно отнести следующее:

1. Исследование метафор в составе идиостиля писателя.

2. Сопоставительное изучение концептуальных метафор в идиостилях писателей, отнесенных к одному литературному методу и/или временному периоду.

3. Исследование метафорических портретов политических лидеров в метафорической системе в художественной прозе любого временного периода.

4. Выявление доминантных концептуальных метафор и их описание по фреймам и слотам сфер-мишеней и сфер-источников для исследования системы метафор в художественной прозе;

5. Несомненный интерес может представлять метафорическая специфика М.А. Булгакова в лексикографическом опыте создания словаря языка писателя, который может почти полностью охватывать словарный состав творческого наследия писателя, включая метафорическое словотворчество.