Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

3.2. Сфера-источник ЧЕЛОВЕК

Создаваемая М.А. Булгаковым художественная картина мира в значительной степени антропоморфна: писатель метафорически концептуализирует действительность и составляющие её детали и фрагменты в виде подобия человеку, его портрету или телу, физиологическим или физическим действиям, поведению, связям и межличностным отношениям с другими людьми. Мегасфера ЧЕЛОВЕК метафорически концептуализирует фрагменты действительности в художественной картине мира.

Олицетворение как феномен мышления заключается в представлении неодушевленного предмета как одушевленного. В акте олицетворения, как указывается в энциклопедии «Мифы народов мира», движение мысли писателя аналогично движению мысли древних художников, плодом фантазии которых явились химеры — живые существа, соединившие в себе признаки человека, животного, птицы, рыбы и так далее. Олицетворяемому признаку могут приписываться признаки человека — в этом случае возникают антропоморфные олицетворения (о них речь ниже). Если олицетворяемому понятию приписываются признаки животных, говорится о зооморфном олицетворении. Олицетворение как феномен мышления является одним из видов метафоры.

Задачей параграфа является определение и анализ составляющих мегасферы ЧЕЛОВЕК, которые помогают писателю олицетворять фрагменты действительности, и выявление закономерности такого выбора.

Проанализированный материал показал, что в мегасфере ЧЕЛОВЕК в качестве олицетворения выступают физиологическая и психологическая сферы. Физиологическая метафора представлена такими фреймами, как части тела; физиологические органы и процессы; стадии человеческой жизни. Психологическая метафора включает в себя фреймы: деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера.

Рис. 14. Структурный состав и статистические данные сферы-источника ЧЕЛОВЕК

Во всей парадигме обнаруженных источников мегасферы ЧЕЛОВЕК признаками только человека являются психические процессы: речь, индивидуальные особенности, типы темперамента и черты характера. Остальные психологические и физиологические качества свойственны и человеку, и животным, однако в настоящем исследовании мы будем отталкиваться от идеи, что в первую очередь выявленные перечисленные черты являются принадлежностью человека, то есть являются антропоморфными. Итак, проследим, какие антропоморфизмы являются источником олицетворения фрагментов художественной картины мира.

3.2.1 Подсфера «Физиология»

Физиологическая метафора традиционна в сознании носителей языка, она употребляется с незапамятных времен. Свидетельством тому являются пословицы и поговорки, например: хлеб всему голова, у страха глаза велики, где сердце лежит, туда око бежит и др.

Статистические данные фреймо-слотового состава источника физиологической метафоры приведены в рисунке 15.

Рис. 15. Структурный состав и статистические данные физиологической метафоры

1.1. Фрейм «Части тела»

Согласно классификации А.П. Чудинова, части тела не имеют прототипической функциональной нагрузки, один и тот же концепт может выступать как орган (утроба) и как часть тела (живот). Вместе с тем отдельные части тела (голова, лицо, грудь) могут служить некоторым пространственным ориентиром, относясь тем самым к группе ориентационных метафор по Дж. Лакоффу и М. Джонсону (Чудинов, 2001: 63).

Части тела человека концептуализируют внешние признаки каких-либо предметов реального мира, например: пианино показало уютные белые зубы, торчал нос пулемета, кверху ногами стал матрац. Части тела приведенных метафорических моделей не имеют прототипической функциональной нагрузки, они лишь обнаруживают сходство соотнесенных внешних деталей.

1.1.1. Слот «Голова»

Голова как часть тела человека показывает в некоторых случаях метафорического употребления пространственный ориентир: начало колонны или взвода юнкеров.

Ср.: «В голове третьего взвода мелькнул Карась»; «Ударила в голове колонны трехрядная итальянка, и запел фальцет» (Белая гвардия, с. 78, 101).

Гора, покрытая снегом, образно описывается с помощью сложного метафорического сравнения.

Ср.: «Гору замело, засыпало сарайчики во дворе — и стала гигантская сахарная голова» (Белая гвардия, с. 9).

1.1.2. Слот «Нос»

Нос в метафорах показывает непрототипическую функцию, он образно выступает как выдающаяся часть лица, передняя часть предмета.

Ср.: «Квадратная бронзовая грудь распирала фуфайку, а на бедре тускло и мрачно глядело из кожаной штуки востроносое дуло» (Спиритический сеанс, с. 60); «...подскочил к пулемету, присел и повернул его носом туда, откуда прибежал» (Белая гвардия, с. 133).

1.1.3. Слот «Грудь»

Писатель образно соотносит верхнюю часть передней стороны туловища с передней частью печи, являющейся в доме героев центрообразующим началом.

Ср.: «Прежде всего он пришел с грязной влажной тряпкой из кухни, и с груди Саардамского плотника исчезли слова: Да здравствует Россия... Да здравствует самодержавие!» (Белая гвардия, с. 161).

1.1.4. Слот «Живот»

Метафорическое значение возникает благодаря тому, что сопоставляемые денотаты обладают одной определенной общей чертой (низкий и широкий предмет с округлыми боками) и вызывают тождественные ассоциации.

Ср.: «На столе лежала краюха хлеба, стоял ящик полевого телефона и малюсенькая трехлинейная лампочка с закопченным пузатым стеклом» (Белая гвардия, с. 143); «Брызнув сверху светом в утомленные глаза, обнажались пузатые лампы» (Театральный роман, с. 143).

Итак, источниковый фрейм «Части тела» образно передает сходство объектов действительности с определенными частями человеческого тела, показывая тем самым ориентационную позицию в пространстве: голова — это начало объекта; нос, грудь — передняя часть объекта, его фасад.

1.2. Фрейм «Физиологические органы»

В обыденной и научной картинах мира в составе человеческого организма разграничиваются части организма и его органы. Как отмечает А.П. Чудинов, органы функциональны — они «отвечают» за какую-то сферу жизнедеятельности, несут какую-то функцию, например: глаза — орган зрения (Чудинов, 2001: 59).

1.2.1. Слот «Глаза»

В разнообразных метафорических контекстах орган зрения выступает ещё как орган отражения. Важно отметить, что в этом смысле глаза являются физиологическим органом, метафорическим обладателем которых являются всевозможные предметы, явления, абстрактные понятия, имеющие место в действительности, например: глянуло темное небо, глядели книги, глянем правде в глаза, горлышко выглядывало из кармана, стены смотрят на вас.

Метафора с функциями органов перцепции очеловечивает неодушевленные предметы и явления, делая их немыми свидетелями происходящего.

Ср.: «...отверстия, что предательски приветливо глядели в углах комнат под самым потолком» (№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна, с. 116); «Прогремели запоры, глянуло тёмное небо...» (Белая гвардия, с. 193).

Функция восприятия и оценки информации глазами обнаруживается в примере оживления художественной картины, портрета человека. Нарисованный человек одушевляется и тоже становится свидетелем совершающихся событий.

Ср.: «Со стены на бумажки глядел в ужасе чиновник со Станиславом на шее — предок Василисы, писанный маслом»; «Сумрачный белесый свет царил в зале, и мертвенными бледными пятнами глядели в простенках громадные, наглухо завешанные портреты последних царей» (Белая гвардия, с. 29, 81).

Олицетворение предметов реального мира с помощью такого органа перцепции, как глаза, обнаруживает в некоторых случаях обобщающий компонент. Связующим в метафорической модели переносе является, на наш взгляд, подобие устройства органа зрения и оконного проема. Не случайно в русском языке существует языковая метафора глазницы окон.

Ср.: «То тут, то там стали отваливаться деревянные щиты, и из-под них глянули на свет после долгого перерыва запыленные и тусклые магазинные витрины» (Торговый ренессанс, с. 340); «Дворец был бел от луны, слеп, безмолвен...» (Ханский огонь, с. 508).

1.2.2. Слот «Утроба»

Живот как физиологический орган, в отличие от живота как части тела, обладает прототипической функцией поглощения и переваривания, которые в метафорических словоупотреблениях сопровождаются характерными звуками.

Ср.: «На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли»; «Паровоз чернел многогранной глыбой, из брюха его вываливался огненный плат, со стороны казалось, что утроба паровоза набита раскаленным углями» (Белая гвардия, с. 8, 240).

Итак, физиологические органы в метафорическом процессе передают как прототипические функции, так и непрототипические.

1.3. Фрейм «Физиологический процессы»

Функции жизнедеятельности организма человека и связанные с ними внутренние ощущения в качестве источников очеловечивания обнаружены в текстах М.А. Булгакова в трех слотах: дыхание, пищеварение и смежные процессы, сон.

1.3.1. Слот «Дыхание»

Дыхание для человека является жизненно важным, необходимым и не зависящим от самого индивида процессом. Человек дышит — значит живет. Питает кислородом все свои органы и системы. По дыханию человека можно определить его состояние. Дыхание для человека является одним из существенных признаков жизни.

Ср.: «До поздней ночи улица шумит. К двум ползут стрелки на огненных круглых часах, а Тверская всё дышит, ворочится, выкрикивает» (Москва краснокаменная, с. 97); «Зал дышал <...> зал моментально засморкался и закашлялся» (Чемпион мира, с. 252); «Я хотел изобразить моему слушателю, как дышит холодом и своим запахом сцена, как ходит смех по залу» (Театральный роман, с. 357).

Одушевление улицы, театральной сцены и заполненного людьми зала говорит об активной деятельности, о наличии жизни в указанном пространстве, о присутствии в нем человека.

1.3.2. Слот «Сон»

Физиологическое состояние человека в покое и отдыхе, при котором полностью или частично прекращается работа сознания, коррелирует с отсутствием работы, какого-либо движения и жизнедеятельности.

Ср.: «Вечером на бульварах толчея. Александр Сергеевич Пушкин, наклонив голову, внимательно смотрит на гудящий у его ног Тверской бульвар... и опять засыпает Москва» (Москва краснокаменная, с. 98); «Москва спит теперь, и ночью не гася всех огненных глаз» (Сорок сороков, с. 126); «Тьма за окнами покойна, спят стынущие поля» (Полотенце с петухом, с. 436); «Станция Сухая Канава дремала в сугробах. В депо вяло пересвистывались паровозы» (Вода жизни, с. 248).

В состоянии образного сна в произведениях М.А. Булгакова пребывают такие реалии, как населенный пункт и его жители, дом и его обитатели — как нечто целое, находящееся в гармоничном покое.

Ср.: «Город был ещё тёплым со сна, и над ним курился не то туман, не то дым»; «Дом, накрытый шапкой белого генерала, спал давно, и спал тепло» (Белая гвардия, с. 103, 139).

1.3.3. Слот «Пищеварение»

Слот представлен метафорическими примерами со словом изрыгать. Автором используется прототипическая функция неприятия организмом пищи.

Ср.: «Устье печки изрыгало уродливых огненных чертей» (Налёт, с. 39); «Пианино под пальцами Николки изрыгало отчаянный марш «Двуглавый орел», и слышался смех...» (Белая гвардия, с. 237).

Процесс приема пищи и её исторжения образно описывает неусваиваемость человеком новой информации, новых знаний, которые, как тяжелая, непрожеванная пища, не воспринимаются организмом.

Ср.: «Партийная программа валилась из него крупными кусками, как у человека, который глотал ее долгое время, но совершенно не прожевывал» (Смычкой по черепу, с. 235).

Общим компонентом в метафорическом переносе с «Физиологического процесса» на фрагменты художественной картины мира является признак процессуальности. В представлении писателя действия, происходящие с олицетворенными объектами, коррелируют с работой физиологических органов и систем человека.

1.4. Фрейм «Фазы человеческой жизни»

Жизнь любого организма состоит из нескольких этапов: зарождения, развития, жизни в полном её проявлении и, наконец, смерти.

1.4.1. Слот «Зарождение»

Зарождение — самая первая ступень развития человеческого и любого другого организма. В представлении писателя зарождение является образным источником, объяснением, представлением о появлении замысла литературного произведения. Другими словами, обнаруживается метафорическая модель «Творение художника — это его детище».

Ср.: «...роман. Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна» (Театральный роман, с. 250).

1.4.2. Слот «Жизнь»

Существование живого организма образно характеризует активность небесных светил и заполненное людьми пространство, например, улицу.

Ср.: «...не упускал ни на минуту красноватой живой звезды. Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечная» (Белая гвардия, с. 242); «...вечером, когда уже закрыты все магазины, всё ещё живет неугомонная Тверская» (Торговый ренессанс, с. 343).

Процесс возрождения, оживления у живого организма возможен в случае поступления к нему новой энергии, в качестве которой метафорично выступает огонь или свет.

Ср.: «Ожили пассажи. Громада «Мюр и Мерилиза» ещё безмолвно чернеют своими громадными стеклами» (Торговый ренессанс, с. 343); «...князь в трех местах поджег ворох. Дымки забегали, кабинет неожиданно весело ожил неровным светом» (Ханский огонь, с. 510); «Эпидемически буйно растут трактиры и воскресают» (Сорок сороков, с. 127).

1.4.3. Слот «Смерть»

Синонимичный ряд, представляющий процесс гибели, образно описывает конец существования и страны, и артефакта.

Ср.: «Нужно защищать теперь... Но что? Пустоту? Гул шагов?.. Разве ты, Александр, спасешь Бородинскими полками гибнущий дом?» (Белая гвардия, с. 88); «Первые керосиновые фонари от нас в девяти верстах на станции железной дороги. Мигает там, наверное, фонарик издыхает от метели» (Тьма египетская, с. 452).

Полное прекращение жизнедеятельности организма описывает и безмолвие, не нарушаемое звуками пространство, и отсутствие вдохновения у писателя.

Ср.: «Перекресток умер совершенно, и нигде не было ни одной души» (Белая гвардия, с. 122); «...и сочинял пьесу. Чем дальше, тем труднее она становилась. Коробочка моя давно уже не звучала, роман потух и лежал мертвый, как будто не любимый» (Театральный роман, с. 283).

Итак, фрейм «Фазы человеческой жизни» персонифицирует неодушевленные предметы и явления, показывая их активное существование или завершение физического существования в быту человека.

Физиологическая сфера олицетворяет фрагменты художественной картины мира, приписывает им физиологические свойства человека, тем самым показывая антропометричность восприятия и осмысления писателем действительности.

3.2.2. Подсфера «Психология»

Психологическая метафора, то есть метафора внутреннего мира человека моделируется по образу внешнего материального мира, а основным источником психологической лексики является лексика «физическая», используемая во вторичных метафоричных смыслах, например: гнев бежал, страх ушёл, ярость вернулась, ужас прыгал.

Статистические данные фреймо-слотового состава источника психологической метафоры приведены ниже (см. рис. 16).

Рис. 16. Структурный состав и статистические данные психологической метафоры

Во внутреннем мире человека в ситуации разлада происходит, по мнению Н.Д. Арутюновой, борьба элементов человеческой психики с некоей «глобальной личностью». Чувства, эмоции (душа, сердце, ум, страдание и др.), составляющие психику, представляются нам не только как нечто отдельное от нас, но и как нечто, вступающее с нашим «Я» в определенные, дружеские отношения (тревога крикнула изнутри, томило и сосало предчувствие — предупреждение опасности, катастрофы) и враждебные отношения (Арутюнова, 1999: 387), например: сосущая мысль задержалась дольше других. Компоненты психической жизни взаимодействуют не только с нашим «Я», они завязывают отношения, ср.: кошмар уселся на груди.

Психологическая сфера в качестве источника метафорического моделирования представлена психологическими особенностями человека, которые в исследовании обозначены типовыми фреймами «Деятельность», «Психические процессы. Речь», «Эмоциональная сфера».

2.1. Фрейм «Деятельность»

Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Как утверждает Л.С. Рубинштейн, в деятельности и через деятельность человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Значение деятельности заключается в том, что в ней и через нее устанавливается действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство (Рубинштейн, 1989: 8).

Выставляя субъектами и объектами деятельности человека неодушевленные предметы и абстрактные понятия, Булгаков тем самым очеловечивает их.

Как пишет Л.С. Рубинштейн, «единицей» деятельности человека является действие. Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, импульсивные и волевые действия. К рефлекторным относятся все виды движения человека. Специфически человеческим является волевое действие, так как оно является сознательным и направлено на осуществление определенной цели (Рубинштейн, 1989: 17).

Исходя из этого представления о деятельности человека и анализируемого нами материала, считаем возможным выделить во фрейме «Деятельность» подфреймы «Действия человека» и «Движение человека».

2.1.1. Подфрейм «Действия человека»

В метафорической модели с Источниковой областью деятельности человека типовые слоты называют волевые действия человека, то есть осознанные и целенаправленные.

2.1.1.1. Слот «Вырастить»

Исконно родительские обязанности воспитания и содействия росту потомства переданы писателем организующему центру дома — печке и комнатам. Пространство дома, хранящее тепло, уют, семейные традиции, способствует формированию характера и развитию детей этого дома.

Ср.: «Много лет <...> изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку» и «Вот этот изразец и мебель старого красного бархата <...> шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портьеры, портреты, — все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных» (Белая гвардия, с. 7).

2.1.1.2. Слот «Впустить»

С помощью концептов слота «Впустить» персонифицируется такая деталь дома, как дверь. Она наделяется человеческими качествами и, как швейцар или охранник, ограничивает свободный доступ в помещение.

Ср.: «Та дверь, не дождавшись разрешения, распахнулась сама собой, и Никол предстал в обрамлении портьеры» (Белая гвардия, с. 229); «Тут дверь впустила ещё одного молодого человека, не входящего в галерею»;

«Я стукнул в дверь, потом нажал рукой на громадное кольцо, дверь впустила меня в большую комнату»; «Обитая клеенкой дверь уже выпустила меня, и я бежал без оглядки» (Театральный роман, с. 254, 272).

2.1.1.3. Слот «Встретить»

Действие человека, которое заключается в том, что он принимает, приветствует увиденного или прибывшего человека, образно относится к неодушевленным, но конкретным предметам.

Ср.: «Ледяной горб коварно спихнул Балчугова куда-то, где его встретил железный болт». (Лестница в рай, с. 112); «У Николаевского училища Болботуна встретил пулемет и жидкий огонь пачками какой-то цепи». (Белая гвардия, с. 107); «Вот так события! Встретила Москва» (Бенефис лорда Керзона, с. 362).

2.1.1.4. Слот «Другие действия человека»

Другие действия человека помогают олицетворять писателю абстрактные явления действительности.

Ср.: «Глубокой ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире — Владимирской горки» (Белая гвардия, с. 239); «— А ну, — предостерегла тьма» (Налет, с. 37).

Другими действиями человека писатель олицетворяет артефакты, объекты, выступающие в контексте произведения в роли субъекта.

Ср.: «Электричество вспыхнуло ярко. Револьверы спрятались» (Белая гвардия, с. 188); «Фонарь погасил половину Абрама, а всего Стрельцова показал в кругу света». (Налет, с. 35); «Затем Турбин почувствовал, что губят его валенки <...> ещё полминуты — и валенки погубят» (Белая гвардия, с. 167).

Гроза выступает в роли человека, который смывает грязь с улиц города, освежает его, наполняет живительной силой.

Ср.: «Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось» (Театральный роман, с. 247).

Осознанные и целенаправленные действия человека олицетворяют предметы окружающего мира, делают их активными участниками событий, заменяющими своим присутствием и деятельностью человека.

2.1.2. Подфрейм «Движения человека»

В основе человеческой деятельности лежат двигательные операции (моторные движения). Разнообразные виды движения человека в текстах М.А. Булгакова олицетворяют такие фрагменты художественной картины мира, как: пространственно-временные категории (ночь, мгла), эмоции и чувства человека, физические явления.

Основные свойства движения человека, выступающие в качестве источника олицетворения, определяются типовыми слотами.

2.1.2.1. Слот «Идти»

Движение человека, характерным свойством которого является равномерное перемещение по поверхности, олицетворяет изменение состояния человека или природы, например: пошел тусклый вечер; шел жидкий снежок.

Ср.: «Перед Русаковым лежала тяжелая книга в желтом кожаном переплете. Глаза шли по строчкам медленно и торжественно»; «Сонная дрёма прошла над городом, упала за Днепром с самую гущу ночи» (Белая гвардия, с. 240, 242); «С Днепра идет ночь, закутывает дома, и огни постепенно зажигаются...» (Я убил, с. 491).

2.1.2.2. Слот «Бежать»

Возможность человека равноускоренно двигаться по земле образно приписывается эмоциям и чувствам человека, способным распространяться таким образом.

Ср.: «Лицо её смягчилось, тень тревоги сбежала с него, глаза показались в этот момент необычайной красоты»; «Мрачно оглянулся Турбин, гонимый предчувствием, и двинулся не вверх, а вниз» (Белая гвардия, с. 172); «— Ги-и! — гигикнул дерзкий квартирант. Смешок пробежал по залу» (Спиритический сеанс, с. 58).

2.1.2.3. Слот «Прыгать»

Передвижение человека прыжками в некоторых случаях направлено на образное описание психического состояния человека, например: глаза запрыгали; строчки запрыгали, покривились; мысли прыгали бестолково; проскочила мысль; в голове прыгал марш; цветы попрыгали в глазах.

Ср.: «...смех этот был ужасен, потому что в голубых глазах Василисы прыгал ужас, а смеялись только губы, нос, щёки»; «В голове у Елены механически прыгал и стучал Николкин марш...» (Белая гвардия, с. 189, 237); «В голове у Ионы всё мутилось, и мысли прыгали бестолково, как зайцы из мешка, в разные стороны» (Ханский огонь, с. 505).

2.1.2.4. Слот «Лезть»

Целенаправленное движение человека метафорично передает распространение физического явления в пространстве.

Ср.: «...Князь медленно отступал из комнаты в комнату, и сероватые дымы лезли за ним, огнями горел зал»; «По вспоротому портрету Александра Первого лезло пламя, и лысая голова коварно улыбалась в дыму» (Ханский огонь, с. 510); «Сумерки лезли в комнату» (Театральный роман, с. 331).

2.1.2.5. Слот «Блуждать»

Изменение направления движения без сосредоточения внимания на цели и без остановки обнаруживает сходство с характером движения глаз, взгляда человека. Такой метафорический перенос концептуализирует психическое состояние несосредоточенности, обессиленности, например: блуждающие в ужасе и тоске глаза, тоскливо блуждая глазами, глаза блуждали.

Ср.: «Да, вид у него был такой, как будто он сдурел. Котиковый пирожок сидел у него на самом затылке и пальто нараспашку. Глаза блуждающие. Было отчего сдуреть Якову Григорьевичу Фельдману» (Белая гвардия, с. 108).

В одном из случаев эта метафора передает оценивающий характер взгляда, поиск нужной цели, его медленное фиксирование и сопоставление с сохранившейся в памяти картиной.

Ср.: «В Николкиной комнате ярко горел свет, в открытую форточку несло холодом, и зияла огромная дыра... Николкины глаза блуждали» (Белая гвардия, с. 195).

2.1.2.6. Слот «Танцевать»

Движения человека под музыку, исполнение им танца или пляски позволяет метафорично описывать некоторые фрагменты действительности: движение волос в прическе, тень от огня на полу.

Ср.: «Лицо Елены горело пятнами, и прядь волос танцевала над правой бровью»; «Огонь на полу танцует» (Белая гвардия, с. 39, 142).

Танец человека является метафорическим прообразом пламени. Пламя костра или огонь в печи олицетворяются.

Ср.: «Ноги мои отошли, я согрелся, потому что в черной печушке плясал багровый огонь» (Я убил, с. 494); «Глубокая тьма кругом, а встретили меня пожарные, и пламя танцует у них над головами» (Вьюга, с. 446); «...в гигантском темном абажуре ночи пляшущий огонь костра» (Необыкновенные приключения доктора, с. 78).

Пожар в доме метафорично описывается с помощью танца, который исполняет распространяющееся по дому пламя.

Ср.: «...а в маленькой печке танцевал огненный маленький принц, сжигая паркетные квадратики <...> И принц плясал, и искры неслись по черной трубе и улетали в загадочную пасть...» (№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна, с. 117).

2.1.2.7. Слот «Другие движения человека»

Другие движения человека могут олицетворять в произведениях М.А. Булгакова какие-либо состояния человека, природы или общества. Состояние природы в определенном пространстве олицетворяется движениями, которые сопровождают эмоции человека.

Ср.: «Станция в ужасе замерла. На лоб надвинула тьму, и светилась в ней осовевшими от вечернего грохота глазками желтых огней» (Белая гвардия, с. 241).

Некоторые движения олицетворяют чувства или состояние человека.

Ср.: «Мне начала сосать сердце прескверная мысль, что никакого, собственно, писателя из меня не выйдет» (Театральный роман, с. 277); «Я съел кусок ветчины. В животе потеплело, и тоска на сердце немного съежилась» (Вьюга, с. 447); «Пустая улица производит ужасающее впечатление, а тут ещё где-то под ложечкой томило и сосало предчувствие» (Белая гвардия, с. 165).

Незначительные движения человека, при которых сохраняются координаты нахождения, метафорично показывают незначительные изменения в чем-либо.

Ср.: «При третьем глотке живая сила закопошилась в висках, жилы набухли» (Воспаление мозгов, с. 264); «Пошевелится тьма, и кажется, что три чернейших тени жмутся к парапету» (Белая гвардия, с. 92); «Зашевелились Кузнецкий, Петровка, Неглинный, Лубянка, Мясницкая, Тверская, Арбат» (Торговый Ренессанс, с. 340).

Итак, источниковый фрейм различных типов и видов движения человека метафорично показывает динамику развития художественной картины мира. Движения человека олицетворяют пространство и время, в которых разворачиваются события повествования. Хронотоп, образно принимая человеческие признаки, показывает скорость развития событий, например: шевелиться, идти, запрыгать.

Таким образом, движения человека олицетворяют эмоции и чувства человека, показывая тем самым множество граней человеческой персоны, его второе «Я», и соотношение между: я — душа, я — тело, я — ум.

2.2. Фрейм «Психические процессы. Речь»

По определению Л.С. Выготского, речь является средством мышления и орудием общения, способом передачи мыслей, чувств от одного человека другому (Выготский, 1996: 34). Речь как психический процесс является свойством только человека, поэтому метафорическая модель с речевым источником антропоморфна в чистом виде. В речи каждого человека эмоциональность сказывается в целой гамме выразительных моментов, которые представлены такими слотами, как отвечать, кричать, бормотать, молчать.

2.2.1. Слот «Отвечать»

Слот «Отвечать» представляет участников речевого общения. Собеседники могут рассказывать, отзываться, отвечать. С помощью речи в произведениях М.А. Булгакова одушевляется множество предметов и явлений реальной картины мира. Способность говорить приписывается таким субъектам реального мира, как погода и атмосферные явления; ограниченные пространство и время; артефакты.

Ср.: «...я попал в тупое и темное пространство и в нем начал кричать. На крик ответила полоса света, и, выйдя куда-то, я нашел своего приятеля» (Москва 20-х годов, с. 174); «Небо на издевательства поливального обоза отвечало жутким пушечными раскатами, косым пулеметным градом» (Дождливая инструкция, с. 380); «Стрелка остановилась на четверти, часы солидно хрипнули и пробили — раз, и тотчас же часам ответил заливистый, тонкий звон» (Белая гвардия, с. 15, 161, 244).

Изменения в окружающей среде, следующие за действиями персонажа, воспринимаются им в качестве ответной реакции мира вещей. Олицетворение неодушевленных предметов указывает на антропоморфность как характерное свойство метафоры писателя.

2.2.2. Слот «Кричать»

Эмоции персонифицируются с помощью присущей человеку способности кричать. Олицетворенные таким образом эмоции являются субъектами действия.

Ср.: «Ясно стало, что роман не пропустят. Об этом, как мне казалось, кричала каждая строчка романа» (Театральный роман, с. 254); «Тут сразу тревога крикнула изнутри, и очень отчетливо малышевский голос шепнул: беги» (Белая гвардия, с. 166).

2.2.3. Слот «Бормотать»

Быстрая, тихая, невнятная речь олицетворяет источники подобных звуков: ночь, погодные условия, стреляющие орудия, замочную скважину, передающую слова бандита.

Ср.: «Сверчок пел свою песню, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье»; «Елена, всхлипывая, слушала бормотание ночи» (Белая гвардия, с. 187, 243—244); «— Жид, жид! — Радостно пробурчал ураган за спиной» (Налет, с. 35); «Даль гаснет, и пушки вдали ворчат, как будто в утробе земли» (Я убил, с. 492).

Таким образом, концепты слота «Бормотать» образно представляют восприятие персонажем звуков окружающей среды в звуковом подобии малопонятной речи человека.

2.2.4. Слот «Молчать»

Молчание человека может быть истолковано по-разному. Выдающийся психолог советской эпохи Л.С. Рубинштейн писал о молчании как о речи, лишенной слова (Рубинштейн: 442).

Олицетворенные объекты действительности своим молчанием передают и тишину пространства, и состояние персонажей: от покоя и умиротворения до беспокойства и тревожности. Очеловеченные артефакты в молчании хранят тайну.

Ср.: «Я был в кабинете докторской квартиры. Дом молчал» (Полотенце с петухом, с. 440); «Здание молчало, нигде никого не было»; «Изредка великое молчание этого коридора нарушалось глухими взрывами музыки» (Театральный роман, с. 249, 311); «Через час город спал. <...> И даль молчала... Молчали улица, заколоченные подъезды, закрытые ворота» (В ночь на 3-е число, с. 41); «...как на ладони Александровская улица. Вот она молчит. Вот пуста»; «Совершенная тишина молчала за дверями и за окнами» (Белая гвардия, с. 92, 229).

Итак, речь человека олицетворяет субъекты действительности, вступающие в своеобразный диалог с другими реалиями. Речь показывает либо взаимодействие субъекта с другими субъектами, либо самовыражение, то есть внутреннюю речь субъекта. Персонифицированные с помощью речи фрагменты художественной картины мира показывают состояние действительности, близкое человеческому состоянию покоя, возмущения, неудовлетворенности и т. п.

2.3. Фрейм «Эмоциональная сфера»

Фрейм «Эмоциональная сфера» как источниковая область метафорической модели представляет эмоции, чувства и состояния человека. Эмоции и чувства передают психическое состояние человека, выражающее отношение человека к другим людям, самому себе, к окружающей жизни. Подобные выражения отношений к внешнему и внутреннему миру приписываются различного рода явлениям действительности, среди которых погодные и природные явления, военные действия, звуки часового механизма и колоколов, абстрактное понятие судьба.

Ср.: «Когда я бежал, размышлял о своей судьбе. Она смеется надо мной. Я — доктор, готовлю диссертацию, ночью сидел, как крыса, притаившись в чужом дворе» (Необыкновенные приключения доктора, с. 71).

Источниковую область эмоциональной сферы, к которой обращается М.А. Булгаков, условно можно разделить на положительные эмоции и отрицательные.

2.3.1. Слот «Положительные эмоции»

Среди положительных эмоций наблюдаются такие, как: радость, веселье, смех, улыбка.

Ср.: «Луна, радостно улыбаясь, показалась над лесом и всё залила волшебным светом» (Залог любви, с. 432); «Висит договор и улыбается всеми своими параграфами» (Повесили его или нет, с. 169); «В печке весело пылали березовые дрова» (Театральный роман, с. 323).

Эмоции и чувства человека, его психическое состояние становится источником олицетворяющей метафоры, которая выражает восприятие окружающей жизни.

2.3.2. Слот «Отрицательные эмоции»

В ряд отрицательных эмоций входят такие состояния человека, как злость, презрение, разъяренность, бешенство, стыд.

Ср.: «Николка из кухни тащит самовар, и тот поет зловеще и плюется»; «Дон... дон... дон... Трли-бом-бом. Дон-бом-бом, — бесились колокола»; «Давились презрительно часы: тонк-танк...» (Белая гвардия, с. 13, 24, 204); «Через две минуты злая вьюга, сухая и колючая, хлестнула меня по щекам на крыльце, вздула пальто, оледенила испуганное тело» (Морфий, с. 456); «— Надо остаться, — прибавил второй, держащий разъяренный факел, — в поле нехорошо» (Вьюга, с. 447); «Всё тише и тише стрельба. Гуще сумрак. Бескрайний звездный океан. Ручей сердито плещет. Фыркают лошади» (Необыкновенные приключения доктора, с. 74); «Луна вдруг выглянула из-за сосен и стыдливо завернулась в облака, как турчанка в чадру» (Залог любви, с. 433).

Итак, олицетворенные с помощью положительных и отрицательных эмоций предметы и явления действительности являются её активными участниками.

Совмещением психологической и физиологической сферы в моделировании действительности является развернутая метафора, персонифицирующая город. Одушевляемая столица совершает множество действий человека. Москва живет, знает, торгует. Концептуальная метафора «Город — это живой организм» обнаруживает множество признаков человека: физиологические и физические, психические и духовные качества человека.

Ср.: «...теплый ветер задувает снизу, тепло подымается от чрева Москвы. Оно ещё не ворчало, как ворчит грозно и радостно чрево больших городов»; «Это вовсе не нэп, это сама жизнь. Москва начинает жить» и «Теперь это был явственный звук: Москва ворчала, гудела внутри» и «Москва спит теперь, и ночью не гася всех огненных глаз»; «...посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва-мать» (Сорок сороков, с. 121); «Громадный город пульсирует...» (Театральный роман, с. 318).

Таким образом, прагматический потенциал олицетворения в текстах М.А. Булгакова заключается в замещении неодушевленными предметами человека как такового. Автор, персонифицируя конкретные и абстрактные, но неодушевленные понятия, делает их активными участниками событий, иногда равноправными партнерами, вступающими в диалогические отношения с человеком. Активное участие олицетворенных субъектов проявляется на нескольких уровнях: равноправные отношения с человеком; отношения, подчиняющие человека; безотносительные к человеку, сопровождающие его жизнедеятельность. За олицетворением как выявленной в настоящем исследовании особенностью открывается одна из философий творчества М.А. Булгакова, которая заключается в гармоничном, логически закономерном существовании человека в окружающем мире.