Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

2.3. Метафорический портрет политических лидеров эпохи в художественной картине мира М.А. Булгакова

В настоящем параграфе рассматриваются метафорические портреты лидеров эпохи, отразившихся в художественной картине мира М.А. Булгакова. Под метафорическим портретом политических лидеров в художественной картине мира в настоящей диссертации понимается совокупность метафорических словоупотреблений, направленных на оценку морального и этического облика руководителей государств и политических движений в период революции 1917 года и гражданской войны 1918 года.

Ранее метафорические портреты политических лидеров изучались только на основе собственно политических текстов, в настоящем диссертационном исследовании впервые метафорические портреты политических лидеров исследуются на материале художественного произведения. При определении критериев отбора метафорических портретов для описания мы руководствовались количественными показателями употребления имени того или иного политического лидера.

Статистические данные метафорического представления лидеров эпохи представлены ниже (см. рис. 4)

Рис. 4. Статистические данные метафорического представления лидеров эпохи в художественной картине мира М.А. Булгакова

Исследование метафорических портретов позволяет выявить общие тенденции в оценке писателем политического лидерства как такового и эпохи, в которую оно проявилось.

2.3.1. Слот «Симон Петлюра»

Концепты данного слота являются доминирующими во всей сфере «Политические лидеры» по численности и рассредоточенности. Личность Симона Петлюры метафорически осмысливается в ряде концептуальных областей: миф, тайна, нечистая сила и других сопутствующих образах.

Рассмотрим, кем являлся этот человек с точки зрения истории, какую роль он сыграл в конкретной исторической и политической ситуации.

Петлюра Симон Васильевич (1879—1926) — политический и военный деятель, публицист, один из лидеров украинского национального движения в первой четверти XX века. Петлюра родился в семье извозчика, учился в духовной семинарии, Харьковском университете, закончил образование в Львовском университете в Австрийской Галиции. Был одним из лидеров Украинской социал-демократической партии. В 1914—1917 годах был председателем Главной контрольной комиссии Земского союза по Западному фронту.

После возвращения в Киев Центральной Рады вместе с австро-германскими войсками в марте 1918 года Петлюра вышел в отставку и на первом киевском губернском земском собрании был избран председателем киевской земской управы, а впоследствии — председателем управы Всеукраинского земского союза. 11 августа 1918 года он был арестован по распоряжению правительства гетмана Скоропадского. В начале ноября 1918 года выпущен из заключения.

14 ноября 1918 года в Белой Церкви Петлюра обнародовал воззвание о восстании против Скоропадского, создал Директорию Украинской Народной Республики — коллективный правительственный орган из представителей оппозиционных режиму гетмана партий и был провозглашен головным атаманом — главнокомандующим войсками Директории, 14 декабря 1918 года взявшими Киев и свергнувшими власть Скоропадского.

3 февраля 1919 года войска Петлюры покинули Киев под натиском Красной Армии, 31 августа 1919 года вновь заняли город, но были вынуждены уйти под давлением белой Добровольческой армии. В мае 1920 года правительство УНР во главе с Петлюрой при поддержке польских войск вернулось в Киев, но уже в июне вынуждено было оставить город.

После заключения советско-польского перемирия 12 октября 1920 года и поражения, нанесенного Красной Армией украинским войскам в ноябре 1920 года, Петлюра эмигрировал в Польшу, а впоследствии во Францию. Публиковал статьи в украинских изданиях за пределами родины. 25 мая 1926 года Петлюра был убит (Электронная энциклопедия «Кругосвет»).

Указанные даты и некоторые события биографии Петлюры находят отражение в художественных текстах М.А. Булгакова. В первых упоминаниях об этой исторической личности в романе «Белая гвардия» автор использует символическое сравнение Петлюры с мухой.

Ср.: «Двух полков достаточно, чтобы раздавить этого вашего Петлюру как муху» (Белая гвардия, с. 15).

Маленькое насекомое является переносчиком возбудителей ряда заразных болезней, символичность такого метафорического сравнения имеет глубокий подтекст: под заразой понимается распространяющаяся ненависть низших слоёв населения, ставшая одной из объективных причин гражданской войны. Проследим, каким образом проявляется концепт в дальнейших метафорических контекстах.

История появления Петлюры в политике весьма расплывчата, о чем в романе говорится неоднократно. Неясности биографии Петлюры и противоречивость сведений о нем метафорически передается как глубочайший мрак.

Ср.: «Узник, выпущенный на волю, носил самое простое и незначительное наименование — Семен Васильевич Петлюра. Сам он себя называл на французский несколько манер — Симон. Прошлое Симона было погружено в глубочайший мрак. Говорили, что он будто бы бухгалтер» (Белая гвардия, с. 53).

Пока разрушительная сила армии Петлюры не дошла до Города, слово «Петлюра» воспринималось его жителями всего лишь как слово, образ, символ или фантом.

Ср.: «Просто слово, в котором слились и неутоленная ярость, и жажда мужицкой мести, и чаяния тех верных сынов своей подсолнечной жаркой Украины...» (Белая гвардия, с. 62).

Неоспоримым свидетельством деятельности Петлюры на Украине были тысячи погибших невинных людей. Однако мифическая метафора подчеркивает в начале повествования неизвестность и непредсказуемость ближайших трагических событий.

Ср.: «Миф. Миф Петлюра. Его не было вовсе. Это миф столь же замечательный, как миф о никогда не существовавшем Наполеоне, но гораздо менее красивый» (Белая гвардия, с. 62).

Дальнейшая сила воздействия одного только имени Петлюры на население моделируется писателем с помощью двух образных схем: материализации и синестезии. Материализация заключается в овеществлении абстрактного понятия, например: слово запрыгало со стен, закапало в кофе. Синестезия заключается в вербально выраженном ощущении одной модальности (зрительной) через ощущение другой модальности (вкусовой). Ср.: «Слово — Петлюра! — Петлюра!! — Петлюра! — Запрыгало со стен, с серых телеграфных сводок. Утром с газетных листков оно закапало в кофе, и божественный напиток немедленно превращался во рту в неприятнейшие помои. Оно загуляло по языкам и застучало в аппаратах Морзе у телеграфистов под пальцами. В Городе начались чудеса в связи с этим же загадочным словом» (Белая гвардия, с. 63).

В этом же фрагменте писатель подчеркивает существование невидимых причинно-следственных связей между личностью Петлюры и происходящими событиями, которые автор называет чудесами. Петлюра наделен сходством с дьяволом, у которого по традиции неопределимая внешность.

Ср.: «Никто, ни один человек не знал, что собственно, хочет устроить этот Пэтурра на Украине, но решительно все уже знали, что он таинственный и безликий (хотя, впрочем, газеты время от времени помещали на своих страницах первый попавшийся в редакции снимок католического прелата, каждый раз разного, с подписью — Симон Петлюра), желает её, Украину, завоевать, а для того, чтобы её завоевать, он идет брать Город» (Белая гвардия, с. 64).

Связь Петлюры с потусторонним миром подчеркивается в романе и номером камеры, из которой его освободили. Это номер — 666, «число зверя», связанное в Апокалипсисе с антихристом.

Ср.: «А затем-с и этот самый таинственный узник из городской тюрьмы...» (Белая гвардия, с. 64).

В окончании романа «Белая гвардия» Петлюра уподобляется нечистой силе, исчезающей на рассвете с первым пением петухов.

Ср.: «Петурра!.. Петурра... Петурра... храпит Алексей... Но Петурры уже не будет... Не будет, конечно. Вероятно, где-то в небе петухи уже поют, предутренние, а значит, вся нечистая сила растаяла, унеслась в клубок в далях за Лысой Горой (место шабаша ведьм под Киевом, согласно славянской мифологии) и более не вернется. Кончено» (Белая гвардия, с. 240).

В репрезентации личности Петлюры и его роли в истории, а также в создании его образа писатель использует инфернальные черты. Сатанизм в образе предстает в таких словоупотреблениях, как муха, мрак, миф, безликий, тайна, нечистая сила. Другими словами, Булгаков продолжает структурировать модель «Действительность — это ад» с помощью микромодели «Петлюра — это дьявол» и других её разновидностей. Человек, под флагом и именем которого объединились националистические силы Украины, долгое время оставался неизвестным для всех, кто слышал и произносил его имя. Петлюра выступает как олицетворение националистической силы, его имя используется как метонимический перенос на целую армию, которая выступает под его командованием. Такое метонимическое употребление встречается в тексте более сотни раз. Инфернальная метафора эксплицирует здесь смысл локального хаоса и его негативной разрушающей энергии, захватывающей многомерное пространство и разрушающей всё внутри него. Структурированность модели подчеркивает агрессивный вектор направленности в хронотопе художественной картины мира.

2.3.2. Слот «Кайзер Вильгельм»

М.А. Булгаков передает свое восприятие современной ему исторической фигуры, авторитет и деятельность которой значительны в мировом масштабе. Речь идет о кайзере Вильгельме, чья политика привела к Первой мировой войне и общему кризису Европы 10-х годов XX века. Для русского сознания его фигура предстает как экзотическая, чужая для русского мира. Писатель использует канонически закрепившийся в массовом сознании образ Кайзера. Его персону Булгаков изображает с помощью артефактной метафоры штопорные усы, как шестидюймовые гвозди; сплошь металлический. Такая металлическая метафора имеет значение фундаментальности, нерушимости, силы, агрессии, хотя её устойчивость после мощного длительного военного и политического противодействия поколебалась. Затянувшаяся война для Германии создала тяжелое внутреннее положение, что привело к революции и свержению императора 9 ноября 1918 года.

Ср.: «Весь мир, ошеломленный и потрясенный, узнал, что человек, имя которого и штопорные усы, как шестидюймовые гвозди, были известны всему миру и который был-то уж наверняка сплошь металлический, без малейших признаков дерева, он был повержен. Повержен в прах — он перестал быть императором» (Белая гвардия, с. 57).

Таким образом, аналогия между воинствующим властителем и артефактом осмысляется как особая сущность исторической личности, которая воспринимается как бездушный прямолинейный робот, стремящийся к покорению мира и захвату всех сфер влияния. Такая позиция в системе политических отношений показала себя нерушимой, устойчивой на протяжении длительного противодействия втянутых в войну народов и стран, но когда сопротивление достигло критической точки, позиция непоколебимого правителя потеряла прочность и разрушилась.

Концептуальная метафора «Кайзер — это артефакт» актуализирует идею того, что любой правитель, даже обладающий самыми жесткими качествами, как и самый крепкий, фундаментальный артефакт, имеет предел прочности.

2.3.3. Слот «Гетман Скоропадский»

Правительство гетмана Скоропадского, поставленное немцами, в области внешней политики ничем не могло проявить себя, поскольку, не имея собственной вооруженной силы, оно являлось исполнительной силой Германии на территории Украины. В области внутренней политики правительство гетмана Скоропадского, следуя указке императорской Германии, стремилось к закреплению диктатуры буржуазных слоев в ущерб интересам остального населения (Какурин, 1990: 71). Булгаков, моделируя образ Скоропадского, обращается к зооморфной сфере.

Ср.: «Худой, седоватый, с подстриженными усиками на лисьем бритом пергаментном лице человек <...> Возле него шевелились три немецких офицера <...> Они помогали лисьему человеку переодеться...» (Белая гвардия, с. 93).

Созданный писателем образ эксплицирует инфернальный смысл. Здесь лиса является представителем антихриста, о чем также намекают платиновые коронки во рту гетмана. Эта деталь в более поздних произведениях будет повторена в образе Воланда (Яблоков: 326).

Ср.: «...наглухо забинтовал голову... так, что остался видным лишь правый лисий глаз да тонкий рот, чуть приоткрывавший золотые и платиновые коронки» (Белая гвардия, с. 93).

Гетман является тайным врагом в стане Украинской стороны, точнее во главе страны. Его деятельность является одной из причин разрушения государства. Концептуальная метафора «Гетман — это лиса» актуализирует скрытый смысл «лиса, руководящая курятником».

Ср.: «...в Городе усостриженный Лиса Патрикеевна Гетман...» (Белая гвардия, с. 105).

Итак, образ исторической личности гетмана Скоропадского создан Булгаковым с помощью зооморфной метафоры, подразумевающей инфернальный смысл. Инфернальность акцентирует смысл разрушающей силы сверху, то есть с позиции руководителя государственного устройства. Предательство гетмана разрушило систему государственности, которая потеряла свою основу и, как следствие, свое значение и, соответственно, перестала существовать.

2.3.4. Слот «Троцкий»

Глава Красной Армии и Реввоенсовета Лев Давидович Троцкий также уподоблен сатане. Восприятие исторической личности, внесшей разрушение в устройство жизни народа целой страны, проявляется в сознании обывателей сначала как нечто незначительное, но неприятное.

Ср.: «...мы бы и Троцкого в Москве прихлопнули, как муху» (Белая гвардия, с. 35).

Зооморфная метафора, связанная с образом вредного насекомого, с развитием сюжета трансформировалась в инфернальную метафору, что эксплицирует смыслы возрастающей негативной, несущей разрушительное начало силы. Первым проявлением сатанизма Троцкого как политического лидера был отказ от первородного имени Лайба Давидович Бронштейн и принятие псевдонима. Это новое имя стало маской, за которой скрывался сам дьявол.

Ср.: «...и виден лик сатаны, идущего за ним. — Троцкого? — Да, это имя его, которое он принял. А настоящее его имя по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион, что значит губитель» (Белая гвардия, с. 233).

Таким образом, писатель продолжает развивать модель «Действительность — это ад» с помощью микромодели «Троцкий — это дьявол». Троцкий, как и остальные политические лидеры, представленные в романе, выступает в роли сатаны, несущего разрушение социального устройства и разложение в умах людей этого общества.

2.3.5. Слот «Другие личности»

Слот «Другие личности» представлен такими персонажами, как Шполянский и Болботун. Их фамилии и портретные черты, по свидетельству исследователей и знатоков того времени, частично сохраняют настоящие фамилии и внешние особенности исторических личностей.

Прототипом Шполянского послужил известный писатель и литературовед Виктор Борисович Шкловский. В 1918 году он находился в Киеве, служил в броневом дивизионе гетмана и, как и персонаж Шполянский, засыпал сахар в броневики, что позже описал подробно в мемуарной книге «Сентиментальное путешествие». Шкловский был не большевиком, а членом левоэсеровской группы, готовившей восстание против гетмана Скоропадского (Соколов, 2000: 58).

Ср.: «Неизвестный в бобровом воротнике, как две капли воды похожий на знаменитого покойного прапорщика и председателя «Магнитного триолета» Шполянского» (Белая гвардия, с. 213).

Образ незаурядной личности, обладающей всеми качествами лидера и исключительной внешностью, создается М.А. Булгаковым с помощью такой метафоры, как винт. Движение винта вверх, ввысь, коррелирует со стремлением человека к власти. Образная сила артефакта коррелирует с прочностью, выносливостью, устойчивостью человека к переживаемым событиям.

Ср.: «ты слишком здоров, о, ты силен как винт, поэтому винтись туда. Винтись в высь!..» (Белая гвардия, с. 211).

Внутренний мир Шполянского, его сущность воспринимается М.А. Булгаковым как начало дьявольской природы — злой гений, предтеча антихриста. Портретные черты героя создаются также с помощью инфернальной метафоры человек с глазами змеи. Символичность змеи как представителя ада обнаруживает себя с библейских времен.

Ср.: «Черные онегинские баки скрылись в густом бобровом воротнике...» и «...злой гений моей жизни, предтеча антихриста, уехал в город дьявола. <...> Я говорю про предтечу антихриста Михаила Семеновича Шполянского, человека с глазами змеи и черными баками» (Белая гвардия, с. 211—232).

Образ скрытого лидера, деятельность которого, по мнению автора, является первопричиной разрушения старого миропорядка, создан М.А. Булгаковым с помощью двух типов метафор: артефактной и инфернальной. Первая показывает устойчивость, прочность и стремление к власти. Вторая показывает дьявольскую сущность. Другими словами, созданный писателем образ Шполянского эксплицирует смысл негативной разрушающей силы, стремящейся к власти.

Прототипом полковника Болботуна является полковник П. Болбочан, который командовал Запорожским полком в армии гетмана Скоропадского. В ноябре 1918 года он встал на сторону Директории и участвовал во взятии Киева, спустя полгода перешел к большевикам и был расстрелян по приказу Петлюры (Соколов, 2000: 54). Образ полковника используется автором как источник метонимии, таким образом представлена армейская часть под его командованием.

Ср.: «...померзли болботуновы всадники, взвыли шесть болботуновых пулеметов, болботуновы пули устроили неожиданный град» (Белая гвардия, с. 106—107).

Портретное описание самого полковника вносит в повествование комический эффект.

Ср.: «Толстый, веселый, как шар Болботун катил впереди куреня, подставив морозу блестящий в сале низкий лоб и пухлые радостные щёки» (Белая гвардия, с. 205).

Восприятие писателем этой личности и, как следствие, его воплощение в образе персонажа эксплицирует смысл незамысловатого отношения к происходящим событиям. Отсутствие политических убеждений и твердой позиции влечет за собой легкость в изменении приоритетов и смене ориентира. История показала, что жизнь такого деятеля коротка. Писатель метафорично передал только его портретные черты. Очевидно, что концепты слота «Другие личности» передают портретные характеристики, символичность которых коррелирует с разрушающей силой, имеющей вектор стремления к власти.

Таким образом, концепты, представляющие метафорические портреты лидеров эпохи, смоделированы с помощью инфернальной метафоры. Концептуальная метафора «Действительность — это ад» и её разновидность «Лидер — это дьявол» акцентируют смыслы инфернальной сущности представителей государственной власти. Не отрицая представления о ведущей роли личности в истории, М.А. Булгаков проводит мысль о жестком подчинении сознания народа одной личности, о манипуляциях ведущих политических исторических лиц.

Итак, анализ ряда концептов, представляющих лидеров эпохи, позволяет сделать вывод о том, что каждая личность, оставляющая след в истории, по мнению М.А. Булгакова, является отрицательной, несет разрушение, имеет дьявольское начало. Известно, что писатель, изложивший свои основные жизненные позиции устами главных героев, был монархистом, ибо российский царь являлся помазанником божьим, а любая другая власть «от сатаны». Лидеры эпохи репрезентированы писателем в различных сатанинских образах. Исповедуя монархическую позицию, автор иносказательно выражает мысль о сатане, который пришел к власти на смену «помазаннику божьему».

Инфернальная метафора эксплицирует смысл локального хаоса и его негативной разрушающей энергии, захватывающей многомерное пространство. Структурированность и частотность модели подчеркивает мощный агрессивный вектор направленности в хронотопе художественной картины мира.