Вернуться к Н.В. Головенкина. Метафорическое моделирование действительности в художественной картине мира М.А. Булгакова

2.4. Выводы по второй главе

В тексте настоящей главы мы стремились охарактеризовать мегасферы-мишени метафорической экспансии в художественной картине мира М.А. Булгакова, систему фреймов и слотов концептуальной метафоры и показать реалии действительности, представленные в образной номинации.

1. В художественной картине мира М.А. Булгакова частотными, доминантными, развернутыми, детально структурированными являются метафоры с концептуальными сферами-мишенями СОЦИУМ (28%) и ЧЕЛОВЕК (51%), а также метафорические портреты политических лидеров эпохи (18%). Процентное соотношение между зонами метафорической экспансии художественной картины мира М.А. Булгакова приведено в диаграмме (см. рис. 5).

Рис. 5 Диаграмма соотношения между зонами притяжения метафорической экспансии в художественной картине мира М.А. Булгакова

Подобное соотношение свидетельствует об антропоцентричном взгляде писателя на моделируемую действительность. Человек находится в центре метафорического внимания М.А. Булгакова.

2. Для идиостиля М.А. Булгакова характерно осмыслять мегасферу-мишень СОЦИУМ и портреты политических лидеров эпохи в понятиях театра, игры и сатанизма, в то время как при осмыслении мегасферы-мишени ЧЕЛОВЕК предпочтение чаще отдается метафорам из других сфер-источников. Мегасферу СОЦИУМ М.А. Булгаков представляет в первую очередь в контексте таких проблем, как внутриполитическая обстановка и внешнеполитическая обстановка, военные объединения в гражданской войне и их антагонизм, позиция общества в период гражданской войны. Тема внешнеполитической обстановки представляется как шахматная игра, партия в которой разыгрывается по весьма непредсказуемым правилам. Далее непредсказуемость проявляется в развитии внутриполитической обстановки, которая представлена в сатанинских метафорах, обладающих прагматическим потенциалом разрушения. Позиция общества в период гражданской войны обнаруживает определенные метафорические закономерности в своем проявлении: при организованной активности общество выступает как четко слаженный механизм, при неорганизованном людском собрании общество проявляет признаки стихийного движения водной массы.

3. В составе мегасферы-источника СОЦИУМ наиболее востребованными оказались фреймы «Внутренняя политика государства» и «Внешняя политика государства», концепты ГОСУДАРСТВО, ВОЙНА, АРМИЯ, НАРОД, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

В составе мегасферы-источника ЧЕЛОВЕК наиболее востребованными оказались фреймы: голос, портрет, фигура, болезнь, сон, память, мышление, чувства, характер.

Исследование метафорических портретов политических лидеров позволило обнаружить, что наиболее детально автор характеризует украинских политиков Симона Петлюру и — в меньшей степени — гетмана Скоропадского. Значительно реже автор обращается к образам кайзера Вильгельма и Л.Д. Троцкого.

4. Моделируя такие мегасферы, как ЧЕЛОВЕК и СОЦИУМ, М.А. Булгаков репрезентирует действительность своего времени как мир беспорядка, хаоса, в котором царит дьявол, и люди участвуют в исторических событиях как массовом театральном действии, которому подчиняются легко, без сопротивления. Человечность, добро и порядочность забыты, их нет в помине. Политические лидеры эпохи — это посланники дьявола или сами дьяволы, их деятельность осмысливается Булгаковым в сатанинских образах. Ситуация в стране не предвещает положительного исхода, но в то же время динамично и циклично развивается.

5. Прагматический потенциал метафор содержит высокую степень негатива. В метафорической оценке политической ситуации прослеживается аналитический взгляд писателя на действительность своего времени. Разнообразие и множество концептуальных метафор с вектором сатанизма создает негативный образ современной автору действительности.

6. ЧЕЛОВЕК как мегасфера-мишень метафорической экспансии является основной глобальной областью метафоризации в художественной картине мира М.А. Булгакова.

7. Моделируя с помощью концептуальной метафоры мегасферу ЧЕЛОВЕК, М.А. Булгаков использовал такие типичные схемы: 1) характера личности; 2) поведения или состояния человека, испытывающего какое-либо чувство; 3) типа мышления человека; 4) физиологических ощущений во время недуга или сна.

8. Через физические свойства человека писатель представляет характерные признаки определенного типа личности в социуме. Обозначенные таким образом типы личности в повествовании являются фоновыми фигурами, характер или внутренний мир которых сконцентрирован в одной метафорически переданной детали. Физиологические свойства человека, представленные в художественной картине мира, создаются М.А. Булгакова с помощью сложных трансформирующихся метафорических образов.