Познавательная деятельность человека напрямую связана с деятельностью коммуникативной, обеспечивающей доступ и обмен информацией для формирования, хранения и передачи следующим поколениям накопленных человечеством баз коллективного знания, которое, в свою очередь, строится на основе знаний и опыта, полученных отдельными членами общества. В каждом отдельно взятом обществе процесс общения и обмена информацией осуществляется посредством объективации знаний в форме предметов внешнего мира и текстов. С этой позиции текст имеет свойство аккумулирования накопленного опыта и знаний, их вербализацию, а затем репрезентацию средствами письменной и устной речи естественного языка. Текст обозначает, с одной стороны, некий фрагмент информации, а с другой, представляет собой результат познавательной деятельности. В тексте сохраняется процесс движения мысли, представляется системность глубоко структурированного концептуального знания мира.
Становление и расцвет лингвистики текста, как особой лингвистической дисциплины, в 70-е годы позволил рассматривать его не в качестве единицы только синтаксического строя связной речи, но и углубиться в проблему изучения текста как целого речевого произведения в коммуникативно-функциональном плане языка. Исследователям удалось выдвинуть основные положения, характеризующие текст как основную единицу речи и высшую единицу синтаксического уровня. «В основе конкретных речевых произведений — текстов лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка или к языковой компетенции. Следовательно, текст нужно считать не только единицей речи, но и единицей языка. Текст является частью знаковой системы, подобно другим единицам языка» [Москальская О.И. 1978: 10].
В настоящее время лингвистика текста имеет два основных объекта своего изучения: 1) сверхфразовое единство, понимаемое как микротекст и 2) целое речевое произведение или текст, представляющий собой сложную функционально-целостную макросистему. Несмотря на то, что исследования в области текста в последнее время занимают продвинутые позиции, многие проблемы остаются дискуссионными. В данном исследовании текст рассматривается в сопряжении ряда сложных проблем, касающихся прежде всего конструирования целого речевого произведения, а также «всестороннего учета функционирования и взаимодействия, синтеза различных по своему характеру компонентов текста, их семантически и эстетически направленного использования», с вовлечением категории автора как организующего начала текста [Новиков Л.А. 2001: 177].
И.Р. Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» указывает на очень существенный факт в изучении текста. Он пишет, что «истинным предметом лингвистики текста является способность человека к порождению текстов» [Гальперин И.Р. 1981: 11]. Текст в его понимании «является средоточием организованного, упорядоченного, запрограммированного, и взрывающего случайного, незапрограммированного, возникающего в процессе его создания» [Гальперин И.Р. 1981: 11]. Решение проблемы конструирования, порождения, или продуцирования текста невозможно без рассмотрения его в аспекте динамическом, ведь «текст с динамической точки зрения есть текстообразование» [Мурзин Л.Н., Штерн А.С. 1991: 29].
Л.Н. Мурзин и А.С. Штерн отмечают, что при текстообразовании можно говорить о двух основных свойствах текста: развертывании и свертывании. При развертывании текст имеет линейную последовательность его компонентов, один компонент следует за другим. Мы полагаем, что при развертывании текста все компоненты сопряжены вокруг текстовой доминанты и связаны друг с другом набором ассоциативных связей, которые составляют тематическую сетку текста. Второе свойство, по нашему мнению, может проявляться в тексте в его названии, когда все элементы инкорпорируют семантические признаки текстового заглавия.
Текст строится по определенным законам. «Законы текстообразования охватывают как глубинный, так и поверхностный уровни текста. Но если на глубинном уровне протекают определенные логико-языковые и психические процессы, то на поверхностном откладываются их результаты. Законы текстообразования — законы внутренних, семантических процессов, преобразующих языковой материал и приводящих в конечном счете к созданию целостного семиотического текста» [Мурзин Л.Н., Штерн А.С. 1991: 31]. И в этом отношении художественный текст заслуживает специального внимания.
По мнению Ю.М. Лотмана, создание художественного текста есть не что иное, как искусство, «вторичная моделирующая система», которая надстраивается над естественным языком. «Художественное сообщение создает художественную модель какого-либо конкретного явления — художественный язык моделирует универсум в его наиболее общих категориях, которые, будучи общим содержанием мира, являются для конкретных вещей и явлений формой существования» [Лотман Ю.М. 1970: 26]. Более того, «некоторые тексты имеют непреходящую ценность. Их эстетико-познавательное и научное значение всегда остается в сокровищнице человеческой культуры. Они служат постоянным источником нового и поэтому всегда информативны» [Гальперин И.Р. 1981: 27].
И.Р. Гальперин выделяет несколько видов информации, хранимой и передаваемой текстом. Во-первых, любой текст строится на основе информации бытийного характера. Эта информация дает сведения о различных фактах, событиях, предположениях, гипотезах. При передаче этого типа информации единицы языка употребляются в их «прямых, предметно-логических, словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально-обусловленным опытом» [Гальперин И.Р. 1981: 27—28].
Второй тип информации носит название содержательно-концептуальная. Эта информация эстетико-художественного характера и принадлежит категории художественных текстов. Она представляет собой творчески переосмысленные писателем сюжеты жизни и культуры народа. Автор художественного произведения создает воображаемый, ирреальный мир и говорит с читателем на близком самому автору языке. В этом случае единицы, продуцирующие текст, могут употребляться не только в прямом значении, закрепленным естественным языком, но и образуют новую многосоставную совокупность ассоциативной ткани текста, открывая новые смыслы и перспективы языковых единиц. По словам И.Р. Гальперина, термин «концептуальность соотносится с идеей произведения... заостряет внимание на понятии нового, которое раскрывается не сразу, а постепенно, которое можно увидеть лишь в объеме целого высказывания, а чаще всего в объеме целого текста» [Гальперин И.Р. 1981: 38].
Третий тип информации представляет собой потенциально скрытые подтексты произведения. Она носит факультативный характер и извлекается из контекста произведения «благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения и благодаря способности предложений внутри сверх-фразовых единств приращивать смыслы» [Гальперин И.Р. 1981: 28].
Художественный текст — это целостный и законченный продукт языковой деятельности. Сигналами внешних проявлений этих качеств, прежде всего, является наличие заголовка художественного произведения, публикация отдельной книгой, указание имени автора и других выходных данных, которые конституируют текст. О.И. Москальская при определении целостности текста исходит из смысла, как основного компонента содержащегося в нем. «Смысловая целостность текста заключается в единстве его темы... под темой целого текста или микротекста понимается смысловое ядро текста, конденсированное и обобщенное содержание текста [Москальская О.И. 1978: 14]. Целостным и законченным текст выглядит тогда, когда сосуществуют начало произведения и его конец.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |