Три дня актеры ехали обратно в Москву. Они быстро смирились с неудачей. Все дни его коллеги пили вино — три бутыля, которые они купили в Грузии. Всю дорогу в купе артисты веселились, рассказывали анекдоты, играли в карты и пели под гитару. Однако Булгаков был безучастен, целыми днями спал на верхней полке и, желая забыться, пил вино. В творчестве он чувствовал себя мертвецом и жил лишь физически, благодаря своей жене и сыну. Ему казалось, что жизнь потеряла смысл. Но оставалась надежда, что его произведения увидят свет после смерти тирана. Но кто придет на смену? Ясно одно: это будет коммунист с теорией Ленина о социализме. Вряд ли коммунисты позволят народу открыто выражать свои мысли. Выходит, его повести и романы будут опубликованы лет через пятьдесят, когда в стране сменится власть коммунистов. Такое мутное будущее не могла радовать писателя.
Когда Михаил вошел в квартиру с легкой улыбкой и обнял жену, Елена удивилась:
— Что случилось, так быстро вернулся из Грузии и весь пропитан запахом вина?
— Моя пьеса не понравилась Воланду.
Это была их последняя надежда. «Теперь ему пришел конец», — почему-то она сказала себе. Но еще надежда — это после смерти дьявола. И в душе она пожелала скорейшей смерти тирана, будь то от болезни или если кто-либо застрелит его. Это станет спасение не только для ее мужа, но и для всего народа, и особенно — свободно мыслящих людей.
— Теперь я скоро умру — это я чувствую всем своим нутром, — сказал муж в прихожей, опустив чемодан.
— Не говори такие глупости, — стала успокаивать жена. — Всё еще может измениться, ведь настроение тиранов непредсказуемо. Ты же сам писал в романе, где Воланд говорит: «Ничего не просите — сами дадут». Так и случилось: когда им нужна стала пьеса, сами предложили тебе и даже новую квартиру обещали. Могут еще раз попросят, когда станет нужно. Будем ждать. Мы с тобой сильные люди, и у нас достаточно терпения. Сейчас будем пить чай с малиновым вареньем, а после я приготовлю что-нибудь вкусное с мясом.
Два дня Булгаков не появлялся в театре. Много времени с семьей он проводил в заброшенном парке. Елена старалась о литературе не вспоминать. Это в основном были забавные случаи из ее жизни, и жена требовала, чтобы и он рассказал что-нибудь необычное, смешное из своей жизни. На третий день Булгакову позвонил главный режиссер и спросил о самочувствии. А затем настоял, чтобы писатель с недельку отдохнул дома и не думал о творчестве. Даже предложил свою дачу в Переделкино. Булгаков отказался. В тот же день Елена Сергеевна позвонила литератору Струве и рассказала о состоянии мужа.
— Будет хорошо, если Вы пригласите нас в гости. Михаилу надо развеяться и как можно скорее забыть о случившемся. Мы уважаем Вас, потому что Вы не бросили нас, когда муж попал в опалу и стал опасным писателем. Вы же помните, как много было у нас гостей, когда имя Булгакова гремело... Михаил — стойкий человек, но даже и сильных людей власть ломает. Я боюсь за него.
— Мы с супругой будем рады видеть Вас у себя. Я для него приготовлю веселые композиции, даже анекдоты... Вот только у нас угощение будет скромным, даже не у кого занять деньги, чтобы купить вино, сладкое.
— Об этом не думайте, мы сами принесем.
И в самом деле, Михаил отдохнул в гостях. Хозяева не спрашивали его о случившемся. Соломон изумительно играл на пианино, а его супруга пела веселые куплеты. Лицо писателя засияло, затем стали вместе петь, шутили. Ближе к концу вечера сын с невесткой Соломона ушли. Михаил подошел к окну и закурил. Друг стоял рядом с фужером красного вина, который он привез из Грузии. Женщины же сидели на диване и шептались о чем-то своем с тихим смехом.
— Приятное вино, не кислое, с ароматом, — сказал Соломон.
— Сам выбирал, говорят, его изготовили из уникального винограда из горной долины Кахетии. Соломон, тебе известно, зачем я ездил в Батум?
— Да, Елена Сергеевна мне рассказала.
— А что говорят об этом в Москве? Прошу, только правду, ведь я всё равно узнаю, но хочу услышать от друга.
— Все наши друзья говорят об этом.
— Должно быть, они разочаровались во мне?
— Да, всех это удивило.
— А что говорят о пьесе? Только правду.
— Говорят, ты написал пьесу о Сталине, где изобразил его как героя.
— Что еще? — и уставился в лицо друга, которому не хотелось об этом говорить.
— Что Сталину пьеса не понравилась. Вождь считает, что таким путем ты пытался проложить к нему мостик. Это разозлило Сталина, и он отказался.
— И что же вождь обо мне сказал? Говори, ведь он еще кое-что сказал.
— Заявил, что он в подхалимах не нуждается. Но это лишь слухи — как обычно, их преувеличивают, и не стоит верить.
— Так и было, я хотел таким путем поправить свои дела. Я не видел иного выхода. Конечно, это унизительно, но коммунисты зажали меня в угол. И самое главное, сам Сталин хотел этой пьесы, Это не было моей идеей. Ты же знаешь, как я всячески противился.
— Я понимаю тебя и не осуждаю.
— Какой же подлец этот Сталин, — возмутился Михаил, — сам же обратился ко мне через Луначарского и сам же отказался. И затем распустил обо мне грязные слухи.
— Это очень странно, почему он вдруг отказался, хотя в театре говорят, что пьеса удачная.
Нервничая, Булгаков глубоко затянулся сигаретой и произнес:
— Теперь я понял, что случилось. На самом деле Сталину не нужна была эта пьеса. Просто он решил сломить мой дух и унизить в глазах интеллигенции. Он — дьявол, хитрый, коварный. Ему удалось растоптать меня. Я сам виноват, что согласился на сделку с дьяволом. Я совершил безнравственный поступок.
— Ты слушком суров к себе.
— Нет, я сам виноват, что поддался уговорам. Меня люди уважали за честность... Теперь у меня не осталось ни достойного имени, не произведений.
— Михаил, мнение людей еще изменится.
— Дело не во мнении людей. На самом деле я совершил низкий поступок, и совесть будет мучить всю жизнь.
— Ты не виноват, это Сталин довел до этого.
— Сталин — это дьявол, который играет судьбами людей. От Сатаны нельзя ждать другого. Он для всего народа устраивает испытание на совесть. Я долго терпел — и в конце концов не выдержал.
— Тебя уговорили, ты это сделал не ради должности, денег, как другие.
— От этого мне не легче, вся наша жизнь — это искушение, соблазн. И если ты слаб духом, то не выдержишь. Ладно, уже поздно, нам пора домой. Спасибо, друг, за веселый вечер.
Булгаков не спал всю ночь, а жена думала, что он работает. Писатель склонился над столом и смотрел на чистый лист бумаги. Он всё думал и думал. То, что он был раздавлен творчески, это, оказалось, полбеды. Ко всему в глазах образованных людей он был унижен в том, чем дорожил всю жизнь. Казалось, жизнь для него потеряла смысл. Теперь он не нужен Сталину, и его арестуют. И этот арест не вызовет особого сожаления среди интеллигенции, которая прежде его почитала почти как Иисуса. Как он будет смотреть всем в глаза? От мучительных мыслей голова нагрелась, точно котел, готовый взорваться на мелкие кусочки. Он не мог заснуть и пребывал в каком-то ужасном бреду.
Булгаков проснулся в полдень, но в голове стоял какой-то шум. Мысль о случившемся снова начала сверлить его мозги, и его мучила совесть. За столом во время обеда он поел немного супа и отказался.
— Что с тобой, Миша? Ты не должен так убиваться. У твоего романа еще нет концовки. И ты не имеешь права унывать. Во всем виновата я — ведьма, которая соблазнила тебя, подобно Еве.
— Виноват я сам. А тебе я благодарен за все. Ты очень близка мне по духу. Для любого творческого человека такая жена — это золотой клад.
После этого случая Булгаков стал во всем теле ощущать слабость. В театре в его комнате ему уже не хватало воздуха, и после обеденного времени он отдыхал на скамейке в городском парке. И как-то сразу заметил, что с ним стали реже здороваться люди. Видимо, решил про себя писатель, город полон слухами о его подхалимстве к Сталину. И от такой мысли стало ему хуже — в ногах возникла слабость, и он сразу опустился на скамейку, где сидели две молоденькие женщины в шляпах, видно, из интеллигентных семей. «Теперь, должно быть, в их глазах я выгляжу жалким, ничтожным, потому что продался Советской власти. Так и надо! Мне нужно было слушаться лишь своего сердца». Девушки узнали знаменитого писателя и стали шептаться, краем глаза поглядывая в его сторону. Неожиданно они встали с места и удалились. С грустью в душе писатель провожал их взглядом, сказав себе: «Эти тоже презирают меня, даже не хотят сидеть рядом».
Спустя полчаса Булгаков тяжелыми шагами направился в сторону дороги. Дойдя туда, он заметил, что его глаза плохо видят крупные надписи над магазинами. «Ко всему у меня что-то с глазами, надо показаться врачу». Затем вошел в свободный трамвай и сел у входа.
Войдя в квартиру, он поцеловал жену и сказал о глазах:
— Теперь с глазами плохо стало. Я чувствую: смерть близка.
— Перестань наговаривать на себя. Должно быть, общая слабость передалась и на глаза.
— Меня не обмануть, я же — бывший врач. Мой внутренний голос говорит, что мои дни сочтены.
На другой день Елена Николаевна повела мужа к другому доктору — профессору Ильину, который лечил ее мужа и важных начальников. Там Булгаков сделал разные анализы, далее зашли в кабинет глазника, который так и не смог объяснить причину резкого ухудшения зрения. После с анализами в руках они снова пошли к профессору. Там, сидя напротив старого доктора, Булгаков прямо спросил:
— Доктор, как Вам известно, я бывший врач, и я подозреваю, что у меня некрофилит — болезнь почек, как у моего отца. Поэтому скажите правду, мне это важно, я должен уладить свои писательские дела.
Елена сидела рядом и испуганными глазами смотрела на доктора, словно ожидая приговора.
— Если сами догадались, то мне остается лишь подтвердить Ваш диагноз. Мне очень жаль. Вероятно, у Вас был сильный стресс?
— Да, так и есть.
— Это и спровоцировало наследственную болезнь.
Жена заплакала и закрыла лицо руками.
— Сколько мне осталось?
— Месяца три-четыре.
— Успею закончить роман.
Супруги Булгаковы вернулись домой. Когда сын открыл дверь и увидел маму с красным заплаканным лицом, то испугано спросил:
— Мама, ты плакала? Тебя кто обидел?
— Да, сынок, твой папа заболел.
— Это очень плохая болезнь, — добавил отец.
Затем Михаил опустился пред сыном на колени и крепко обнял его. Сереже стало жалко папу, и он крепко обхватил его за шею. Десятилетний мальчик почувствовал, что в их дом пришло горе. Елена снова заплакала и быстро ушла в комнату.
В этот вечер Булгаков снова принялся за роман о Воланде. Вернее, писатель решил внести изменения в концовку. Так как из-за плохого зрения Михаил уже не мог писать, то жена села рядом за письменный стол с ручкой в руке. Он стал диктовать. Но прежде писатель пояснил ей:
— Я хочу внести изменения в главу о том, что случилось с героями после бала у Воланда. Когда Сталин, то есть Сатана, спрашивает у Маргариты, чего она желает взамен того, что приняла участие на балу, то есть низко пала, к большому удивлению дьявола, Маргарита просит освободить несчастную Фриду, которая на том свете сполна искупила свой грех. А ведь Воланд был уверен, что эта женщина попросит много денег, золота, большой дом. Дьявол ошибся. Хоть Маргарита и совершила грех, став в ту ночь ведьмой и общаясь со всякой нечистью, но в ее душе сохранились доброта и сострадание к другим людям. Так же и наша интеллигенция — хоть и служит коммунистам, но в сердцах еще теплятся нравственные заповеди нашей церкви. И когда Воланд спросил у Маргариты, а что же она желает лично для себя, женщина выбрала любовь к своему Мастеру и его роману и просит вернуть его к ней из психбольницы. В этом подлинное счастье, а не в серебре. И Воланд должен понять, что мы всё равно не из его круга. И Маргарита стала служить Воланду не по доброй воле, а чтобы спасти любимого человека. Так же, как и ты готова стать ведьмой ради спасения мужа и его творчества.
— Прости меня, что я толкнула тебя на этот грех — написать пьесу о Сталине.
— Не говори так, ты хотела, как лучше, ты хотела спасти меня.
— В самом деле я оказалось ведьмой. Но и это нам не помогло, а стало еще хуже.
— Нельзя заигрывать с Сатаной, желая людям добра. Это несовместимые понятия жизни: зло и добро. Во всем я сам виноват, ведь я знал эту истину. И вот расплата. Сталин отнял у меня жизнь. Поэтому никогда нельзя идти на сделку с совестью. Эту мысль я хочу внести и в роман. Воланд всё равно убивает Мастера и Маргариту.
— А что же будет с домохозяйкой Наташей?
— Она намазалась кремом и стала невидимой, как и Маргарита — это ей понравилось. Все люди Воланда могут появляться и исчезать, как агенты ОГПУ. Это — власть и сила. Поэтому эта простушка уже не хочет быть прислугой Маргариты и просит оставить ее служить Сатане. То есть новой власти, чекистам. Простые люди, подобные Наташе, сегодня верно служат Сталину. Но сама Маргарита отказывается и более не желает служить дьяволу, хотя это соблазнительно — быть человеком Кремля, у которого всё есть: и вкусная еда, и квартиры, и дачи, и даже машины. Так Мастер и Маргарита возвращаются к себе, в подвальчик, который в свое время занял доносчик Алоизий.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |