Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 6

ГИПОТЕЗА: именно эта протосхема («мировой жидовский заговор») стоит за тем, что Воланд и его спутники держат в руках судьбы всего мира, всемогущи, всезнающи, всепроникающи (вспомним, например, эпизод с глобусом Воланда). Очевидно, такая схема, описанная в большом массиве публицистических и «художественных» произведений, и служила Булгакову в качестве прототекста романа, и заодно объясняла то, что произошло в России в 1917-м и последующие годы: пророчества «Протоколов сионских мудрецов» как бы получали подтверждение: «... И виден над полями лик сатаны...» («Белая гвардия», гл. 19). Кстати, в финале «Белой гвардии» многозначительно описан часовой, на груди которого блестит пятиконечная звезда: не следует забывать, что пентаграмма в 1910—1920-е годы интерпретировалась как один из символов жидо-масонства1, а большевизм интерпретировался как именно «жидо-масонское» политическое течение. Отсюда и противопоставление пентаграммы и креста, завершающее роман.

Очевидно, не случайно уже в «Дьяволиаде» (1923) возник инфернальный образ вездесущего2 (раздваивающегося!3) и неуловимого еврея Кальсонера4, изо рта которого выскакивает дьявольское пламя. Он — один из демонов губительного канцелярского мира файвилловичей; погоня за ним несчастного Короткова предвосхищает погоню Ивана Бездомного за нечистью.

Но если Кальсонер — еврей явный, то в «Мастере и Маргарите» от первоначального «еврейского» смыслового комплекса остались лишь некоторые черты и детали: навязчивый каббалистический треугольник на портсигаре и часах мессира5, структура отношений между персонажами, мотивы денег и крови, значимые фразы6, фамилии7 и т. п. Всесильный Воланд и его свита лишены явных национальных черт, хотя Азазелло и Абадонна и носят древнееврейские имена (первый, правда, в итальянизированной форме), а Воланд не до конца избавился от черт салонного черного мага и каббалиста, под каковых в соответствующей литературе начала XX века маскировались евреи-сатанисты, направленные из-за границы в Россию для человеческих жертвоприношений во славу Люцифера и подрывной роботы в пользу Сиона.

Впрочем, Воланд, аттестующий себя «консультантом» (ср. также с черновым заглавием романа «Консультант с копытом»), кодируется, с одной стороны, как Мессия-Советник (один из эпитетов Мессии в пророчестве Исаии, 9, 6), а, с другой стороны, как дьявол. Симбиозом этих ипостасей является только так называемый «жидовский мессия», или антихрист (см. примеч. 77): его пришествие в Москву и движет сюжет романа.

Обращает внимание возглас Ивана Бездомного: «Братья во литературе» (гл. 5), в котором «литература» заменила Христа. Аналогично «он», «консультант» заменил Антихриста: «Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!»

«Он» выступает против Христа, закодированного «литературой». И потому убивает главу МАССОЛИТа и причиняет зло поэту Ивану Бездомному. Не случайно и критик по фамилии Ариман первым опубликовал статью против романа мастера как апологии Иисуса Христа: Ариман — древнеперсидское божество, властелин смерти и мрака, олицетворение злого начала на земле, аналог Антихриста (см. статью «Ахриман» в энциклопедии «Мифы народов мира»).

Противопоставление Воланд/Иешуа очень важно для романной концепции: Воланд по какому-то самому раннему булгаковскому замыслу, который мы гипотетически реконструируем, — именно не Сатана, а Антихрист, т. е. иудей из колена Данова (ВолАНД — ДАН), на образ которого накладывается и СРА-транскрипция, и даже древнее представление об Антихристе как ожившем Нероне (ср. с тем, как Воланд наблюдает с верхней точки за пожаром, устроенным его подручными).

В известной книге И.К. Лютостанского «Талмуд и евреи» указывалось, что антихрист, родившийся 23 июля 1905 г., должен впервые обнаружить себя 30 лет от роду (т. е. в 1935 году), царствовать же будет 42 месяца. Описание антихриста у Лютостанского, конечно, не совпадает с тем, что дано Булгаковым в романе, но некоторые детали, распределенные между Иешуа и Воландом, позволяют говорить о сходстве: «Он будет всем рекомендовать личное счастие, довольство и роскошь. Он выдумает массу способов совершенно новых к легкой добыче средств к жизни и этому научит людей»8.

«Он будет учить, что всем надо делать добро и быть гуманным для самого добра и гуманности, но не в ущерб себе»9.

Между прочим, Лютостанский заметил: «предсказание всех мыслителей и тайных исследователей все единогласно определяет о появлении мессии, т. е. антихриста. В восьмидесятых годах прошлого столетия в Германии появилась книга под заглавием «Das Kommen des Messias». Под скромною подписью «W.U. von B.»10, которая, конечно, обращает на себя внимание отмеченной литерой «W».

Примечания

1. Благодаря антисемитской, антибольшевистской прессе большую популярность получила статья М. Когана «Заслуги еврейства перед трудящимися» (1919), в которой автор — если верить цитате из антисемитской газеты «В Москву!» — писал, в частности: «Символ еврейства, веками борющегося против капитализма, стал и символом русского пролетариата, что видно хотя бы в установлении «Красной пятиугольной Звезды», являющейся раньше, как известно, символом и знаком сионизма еврейства» (Коган М. «Заслуги еврейства перед трудящимися // Коммунист (Харьков). 1919, 12 апр., № 72; цит. по: Ножин Е. Ни единой капли невинной крови // В Москву! (Ростов-на-Дону). 1919, 23 сент. № 1). К сожалению, газета «Коммунист» осталась для нас недоступной; кажется, в библиотеках России ее нет вообще. Не исключено, что и эта газета, и статья М. Когана в ней — антисемитский миф.

Ср. с отражением мотива «пентаграммы» в «Голом годе» (1920) Б. Пильняка: «<...> Иссушенный мозг Семена Матвеева Зилотова, <...> не приметив мудрости избяной Руси, узрел великую тайну: — две души, великая тайна, черная магия, пентаграмма, пентаграмма из книги «Пентаграмма, или Масонскій знакъ, переводъ съ французского»! <...> На красноармейских фуражках в те дни появилась уже пятиугольная красная звезда. <...> На красноармейских фуражках загорелась мистическим криком пентаграмма («переводъ с французскаго», — она принесет, донесет, спасет. Черная магия — черт!» (Пильняк Б.А. Голый год // Пильняк Б.А. Избранные произведения. Л., 1978. С. 133—134).

2. Примечателен в этом плане собирательный образ вездесущего Михаила Семеновича Шполянского («Белая гвардия»), демонического еврея, вобравшего в себя не только черты В.Б. Шкловского, о чем написано уже много, но и И.Г. Эренбурга, и О.Э. Мандельштама. Эренбург был в описываемое в «Белой гвардии» время в Киеве председателем Профессионального союза художников слова, не бланках которого название печаталось на пяти языках, в том числе на иврите и идиш (см.: Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь: Воспоминания: В 3-х т. М., 1990. Т. 1. С. 600; Примеч. к с. 290), что соответствует аттестации Шполянского как «отличнейшего организатора поэтов и председателя городского поэтического ордена». Кроме того, Шполянский, как и Эренбург, читал собственные стихи, что, конечно, относилось и к приехавшему из Петербурга Мандельштаму, который к тому же упомянут Булгаковым косвенно, через книгу о Гоголе («Интуитивное у Гоголя»). Скорее всего, Булгаков спутал (намеренно?) Осипа Эмильевича с его родственником, профессором из Гельсингфорса, автором книги «О характере гоголевского стиля» (1902) И.Е. Мандельштамом (на стр. 61 книги И.Е. Мандельштама говорится: «что-то стихийное сказывается в его изображениях, как будто исключающее преднамеренно-ясное, сознательно-аналитическое мышление», а в подробно расписанном оглавлении тома выделено: «Интуитивность творчества, 366—357»).

Собственно говоря, три еврея — Шкловский, Эренбург и Мандельштам — и образуют «Магнитный Триолет», упомянутый в «Белой гвардии». Можно предположить, что это код для расшифровки собирательного персонажа, снабженного фамилией реального поэта.

3. Ср.: «Развращенность есть двойничество, и глубокомысленный символ такого двойничества — нередко встречающееся и на Западе, и на Востоке изображение Сатаны со вторым лицом на месте срамных частей или же — что делается изографами, не совсем разумевшими смысл изображаемого, — на месте чрева» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. [М., 1914] С. 182).

4. Ср. с фамилией «Дисциплинср» из «Хочу ребенка» (1926) С.М. Третьякова и фамилией «Пружинер» из «Белой гвардии».

5. Ср. с отношением к треугольнику С.А. Нилуса, одного из издателей, распространителей и комментаторов «Протоколов сионских мудрецов»: Нилус С.А. Печать Антихристова // Русское знамя. 1911, 9 июля; Он же. Великое в малом. Сергиев Посад, 1911. Ч. 1—2; Дю Шайла А.М. С.А. Нилус и «Сионские протоколы» // Последние новости (Париж). 1921, 12 мая. С. 3). И.Ф. Бэлза заметил, что треугольник нельзя считать «специфически масонским знаком», ибо «получается, что Воланд является «мастером-строителем» Соломонова храма» (Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе: На примере произведений М.А. Булгакова // Контекст — 1980. М., 1981. С. 239). Мы полагаем, что треугольник — это именно реликт, оставшийся (сознательно оставленный?) от первоначального замысла, согласно которому Воланд был евреем-сатанистом, масоном и каббалистом. Ср. с интерпретацией треугольника как обозначения еврея-сатаниста в романе; Шабельская Е.А. Сатанисты XX века. Ч. 3—4. Спб., 1912. С. 53.

6. «У евреев об умерших не принято говорить, например, «он умер»; следует всегда выражаться метафорически: «он взят», «он принят» или «он отнят Богом» (Крестовский В.В. Тьма Египетская // Собр. соч: В 8-ми т. Спб., 1905. Т. 8. С. 6).

Ср.: «Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера... А что же вы не берете его к себе, в свет?».

7. Особое внимание надо обратить на финдиректора Варьете Григория Даниловича Римского, ассоциирующегося не только с Римом и Римским Корсаковым (что отметил Б.М. Гаспаров), но и со знаменитым поэтом Италии, писавшим на иврите, Иммануэлем Римским, другом Данте, автором сатиры «Ад и Рай», о котором Булгаков мог читать если не в «Еврейской энциклопедии» (Т. 8), то в «Литературной» (М., 1930. Т. 4. Стб. 464).

8. Лютостанский И.К. Талмуд и евреи. 3-е изд. Спб., 1909. Кн. 7. С. 400. Иные вычисления, со ссылкой на книгу Батайля (Лео Таксиля) «Le Diable au XIX siecle» (Paris, 1892—1895) привел М.А. Орлов в хорошо знакомом Булгакову сочинении «История сношений человека с дьяволом» (1904): антихрист родится 29 сент. 1962 г., а явится в мир 33-х лет — 29 сент. 1995 г. (Орлов М.А. Указ. соч. С. 317—318).

9. Лютостанский И.К. Талмуд и евреи. Кн. 7. С. 401. Кстати, первая часть «романа мастера» (где Иешуа всех именует «добрыми людьми») известна в пересказе Воланда.

10. Там же. С. 394. См.: Paul W.A. van B. Das kommen des Messias, des Königs, und Seines 1000-jährigen Reiches auf Erden. Riga, 1900 (РГБ, шифр F 95/205).