Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 5

Очевидно, первым на русским языке «художественным» произведением такого рода является глава из переводного романа «До Седана!» (Спб., 1871), написанного почтовым чиновником и полицейским шпионом Г.О.Ф. Гёдше (1815—1878) и изданного под псевдонимом «Джон Редклифф»1. Глава называлась «На еврейском кладбище в Праге».

«Тысяча восемьсот лет ведется борьба народом израильским за владычество, обещанное Аврааму и отнятое у нас Крестом, — говорит на тайном сборище один из зловещих раввинов, мечтающий о мировом господстве. — Попираемый ногами наших врагов, под страхом смерти и всякого рода унижения и насилия, народ Израилев все-таки не прекращал этой борьбы, и так как он рассеян по всей земле, то ему и должна принадлежать вся Земля!»2.

Эта же глава, но уже под заглавием «На жидовском кладбище в чешской Праге: Жиды — властелины мира», отдельно издавалась в Москве (1876 и 1880), а затем была напечатана в харьковском антисемитском журнале «Мирный труд» (1906, № 1). По существу, это ранний вариант «Протоколов сионских мудрецов». Возможно, Булгаков был знаком с этой главой из романа Гёдше: ее активным популяризатором выступил некто Я.Г. Демченко, две книги которого («Еврейское равноправие или русское порабощение?» и «Еврейская стратегия и тактика в деле покорения мира мирным путем») вышли в 1907—1910 гг. в Киеве. В первой из указанных книг глава из романа Гёдше была перепечатана целиком и комментировалась, во второй — только комментировалась.

Читал ли эту главу Булгаков — неизвестно. Но другое сочинение антисемита Гёдше Булгаков читал наверняка: «Нена Сагиб, или Восстание в Индии» (Ч. 1—3. Спб., 1883—1884).

Речь идет о второй части романа, озаглавленной «Худое семя» (Спб., 1883). Булгаков воспользовался описанием гигантской анаконды при работе над «Роковыми яйцами».

Гёдше Булгаков
Анаконда винтом обвивалась по ней (пальме — М.З.) (с. 345) Змея извернулась пятисаженным винтом
... Плоская и длинная голова (с. 345) На верхнем конце бревна оказалась голова. Она была сплющена, заострена...
Пасть, из которой вылетал ядовитый пар: раздвоенный язык поворачивался во все стороны (с. 345) Змея на глазах Рокка, раскрыв на мгновение пасть, из которой вынырнуло что-то похожее на вилку...
Длина ее туловища была более тридцати футов (9 метров — М.З.) (с. 345) Змея приблизительно в пятнадцать аршин (10,5 метров — М.З.)
Все тело, покрытое чешуей... (с. 345) Благодаря чешуйчатой татуировке
Брюхо было золотисто-желтого цвета (с. 345) Украшена желтым круглым пятном по оливковому фону. Какие-то мокрые желтоватые пятна
И, обвив хвостом ствол, вытягивалась высоко в воздухе, как гигантская ветвь (с. 345) Оно начало вытягиваться, изгибаясь и шевелясь, и вытянулось так высоко...
Раздалось отвратительное шипение (с. 238) Зау-эау... зау-зау... с-с-с-с-с... — шипела оранжерея
Напряженные зрители услышали хрустение и треск ломавшихся костей (с. 375) И только Рокк слышал, как лопались ее кости
Раздался резкий пронзительный крик... Это предсмертный вопль (с. 375) Тогда Маня повторила режущий предсмертный крик
Белокурые курчавые волосы молодого человека поседели, как у старца (с. 381) Вот тут-то Рокк и поседел

Кроме того, и в романе Гёдше, и в булгаковской повести погибает жена главного героя, в то время как сам он остается живым; Рокк вспоминает про факира — и у Гёдше в эпизоде с анакондой появляется факир3.

Вернемся, однако, к теме «жиды — властелины мира», которая стала главной в СРА.

«<...> Всемирное господство — вот задача и конечная цель еврейства. <...> Сеть еврейства должна опутать собою все обитаемые страны. <...> В том порукою нам великие имена насси (князей — М.З.) Монтефиоре, Ротшильдов, Кремье и д'Израели, создавших и скрепивших всемирный союз еврейского братства <...> «Alliance Israélite Universelle»4 есть наш первый, вполне прочный шаг <...> Каждый еврей обязан быть членом этого союза <...>», — вещает в романе В.В. Крестовского «Тьма Египетская» (1888) рабби Ионафан, яростный противник сионистской идеи5.

«Жиды — это coup de grace (последний удар — М.З.) России. Это альфа и омега всего света. <...> Я давно это твержу <...>. Но этого никто не хочет понять и никто не верит, что жидовская нация это единственная нация, которой принадлежит будущность. Она не бродит впотьмах... <...> Они все знают, — рассуждает эпилептичка Серафима, владеющая миллионным состоянием, — все пронюхают. У них везде агенты. Они невидимо держат в руках судьбы всего мира. <...> Как вы думаете: кто держит политический баланс? Кто устраивает европейские войны? — Они, им выгодно, ужасно выгодно. Каждая война приносит им прямой барыш <...> Не пройдет и полвека, как все коммерческие операции перейдут к ним. В их руках будут литература, наука, искусство»6.

В повести С.К. Литвина (Эфрона) «Среди евреев» (1897) «демонический еврей» реб Борух, один из хранителей «тайн Израиля», говорит: Настанет время, и весь мир будет принадлежать Израилю, и все народы будут служить ему, будут его рабами! Пока же мы должны страдать, должны безропотно переносить Божье наказание за наши грехи и из всех сил стараться не смешиваться с иноверцами <...>. Вот этой-то работе я, ничтожный Борух, подобно другим избранным мужам моего народа посвящаю все свои силы!..»7.

«Мы народ царственный, всех победим, поработим и будем владычествовать над всеми языками!.. Нечестивые народы погибнут от страстей своих, которыми наделил их сатана, а мы победим добродетелями нашими, которыми наделил нас сам Бог-Цавоот!»8.

Случайная русская свидетельница тайной деятельности Боруха признается: в его переписке «были и письма <...>, в которых передавались различные тайны разных правительств и подробно сообщалось о готовящихся законопроектах и мероприятиях величайшей важности; одни из них приветствовались «великими во Израиле», а другие осуждались. Первые требовали противодействий, а вторые — надлежало всеми мерами поддержать. Излагались целые программы, с указанием, как нужно действовать относительно правительства того или другого государства. Читая эти письма, мне стало ясно, какая страшная сила сосредоточена в руках евреев, и как они пользуются ею во вред всего человечества»9.

«<...> Единственная и окончательная цель, преследуемая масонской ассоциацией, как и всемирным израильским союзом, подчинить скипетру Израиля все нации в мире, чтобы все народы стали нашим рабочим скотом. <...> Последняя твердыня креста — это Россия. Поэтому-то мы должны стремиться разрушить этот приют идолопоклонства — говорилось на изображенном В.И. Крыжановской некоем тайном еврейском заседании в канун 17 октября 1905 года10.

«<...> Создавалось страшное оружие, именуемое «тайным обществом», остающимся всегда и везде одинаково опасным «разрушителем государств и развратителем народов», меняя имена по мере надобности, т. е. как только люди, непричастные к великому жидовскому заговору, поймут опасность, угрожающую им»11.

«<...> Соединенное международное собрание настоящих главарей масонства с одной стороны и всемирного кагала с другой, носящее название «верховного санхедрина», управляет более или менее непосредственно всеми тайными обществами всего мира <...>. Правда, бывали собрания внеочередные, созываемые исполнительной властью жидомасонства, «советом семи» или единолично таинственным «блюстителем престола израильского», который избирается великими «мастерами» масонства и главными раввинами различных государств, через каждые семь лет (с правом переизбрания, впредь до появления жидовского «мессии» — антихриста)»12.

Примечания

1. О Гёдше см.: Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов: История одного подлога. Берлин, 1923. С. 56.

2. Редклифф Джон. До Седана! (Биариц — Варшава, Гаэта, Дюппель): Историко-политический роман из последнего десятилетия. Спб., 1871. С. 93.

3. Имеет смысл сопоставить описание анаконды, данное Булгаковым, с описанием у А.Э. Брема, чтобы убедиться: Булгаков «обрабатывал» именно Гёдше, может быть, что-то несущественное заимствовав и у Брема.

Брем: «Анаконда <...> окрашена очень постоянно и характерно. Верхняя поверхность темная оливково-черная, бока головы оливково-серые, нижние края челюстей больше желтоватые; от лобной части, начинаясь между глаз, проходит к задней части головы широкое пятно в виде колпака грязного желто-красного цвета, по бокам с черными краями, а под колпаком черно-бурая полоса, которая от него резко отделяется; нижняя поверхность животного в общем бледно-желтого цвета с рассеянными черноватыми пятнами, которые в некоторых местах образуют две прерывающиеся продольные линии; рядом с этими пятнами располагаются в два ряда кольцевидные, черные, внутри желтые глазчатые пятна, а от головы до конца хвоста проходят по верхней поверхность два ряда круглых или кругловатых черно-бурых пятен <...> Самая большая змея <...> имела 28 футов, т. е. 8,29 м. <...> Капплер же точно сообщает об одной анаконде, им самим убитой и измеренной. «Она имела без головы и хвоста 26 рейнских футов, следовательно в общем около 30 футов длины и была толщиной с мужчину среднего объема» (Брем А.Э. Жизнь животных. 2-е изд. Спб., 1903. Т. 3. С. 81). Тут же описываются два случая нападения на человека, но тех характерных деталей, которые есть у Гёдше и Булгакова, у Брема нет. Это же касается и другого, более полного издания «Жизни животных»: Брем А.Э. Жизнь животных. Спб., б. г. Т. 5. Земноводные и пресмыкающиеся. С. 390—401.

4. Всемирный Еврейский Союз был основан в Париже в 1860 г. и не имел в России отделений. Между тем антисемиты регулярно писали об опасности Союза для России. Помимо книг Я.А. Брафмана мифологизации Союза отлично послужила подготовленная И.С. Аксаковым републикация подложной хартии к «евреям всех стран» из французского антисемитского листка «L'Antisémitique» (см.: П. Еврейская Интернационалка и борьба с еврейством в Европе: Голос из-за границы // Русь. 1883, 1 нояб. № 21. С. 20—26; «воззвание» перепечатали «Новое время» и «С.-Петербургские ведомости»). В «воззвании» говорилось: «Недалек тот день, когда все богатства земные будут исключительно принадлежать евреям». См.: Гессен Ю.И. Alliance Israélite в России // Еврейская энциклопедия. Спб., б. г. Т. 1. Стб. 948—951.

5. Крестовский В.В. Собр. соч.: В 8-ми т. Спб., 1905. Т. 8. С. 18. Этот пассаж из антисемитского романа удачно комментирует Х. Арендт: «Когда Ротшильд получил монополию на выпуск государственных займов, объединение всех европейских капиталов оказалось возможным и необходимым делом. Это дало новый стимул для объединения евреев как группы, причем, международной группы. <...> Миф о том, что евреи связаны друг с другом теснее, чем все остальные народы, во многом обязан своим возникновением истории дома Ротшильдов» (Арендт Х. Антисемитизм // Синтаксис (Париж). 1989, № 26. С. 134). Там же. см. о Дизраели (с. 149—154). В романе «Конингсби Дизраели утверждал, что «еврейская мысль оказывает существенное влияние на европейские дела», мистифицируя и сильно преувеличивая роль еврейской диаспоры, якобы, вершащей судьбами мира. См. объяснения, которые еврей Сидония дает Конингсби: Disraeli B. Coningsby, or the New generation: In 3 vol. 4 th ed. L., 1845. Vol. 2. P. 198—208 (здесь же приведен список наиболее выдающихся евреев, среди которых назван русский министр финансов граф Канкрин, литовский еврей). Этот отрывок из романа Дизраели привел Э. Дрюмон в «Еврейской Франции» (Харьков, 1895. Т. 1. С. 31—33), а вслед за ним крупнейшие русские антисемиты А.С. Шмаков («Еврейские» речи. М., 1897. С. 144—145) и С.А. Нилус («Близ есть, при дверех». Сергиев Посад, 1917. С. 173—174).

6. Вигнер Н.П. Темный путь. Спб., 1890. Т. 1. С. 348—350.

7. Литвин С.К. Среди евреев. Спб., 1897. С. 78.

8. Там же. С. 80.

9. Там же. С. 81—82.

10. Крыжановский В.И. (Рочестер). Мертвая петля (1907) // Колокол. 1910, 1 мая. Переиздано: Крыжановский В.И. Новый век. Пг., 1916. С. 216.

Ср. с частным письмом мужа В.И. Крыжановской, камергера С.В. Семенова: «Хороши тоже и наши либералы (иудео-космополиты): совсем как дети, играющиеся в солдатики. Вообразите, что в ожидании успеха этой нашей «революции», они наметили «временное Правительство»: М-р Внутренних дел — Кедрин (адвокат). М-р Юстиции — Набоков В.Д., Народного просвещения — Макс. Горький, Министр-президент — В.М. Гессен («едва ли не жид», как говорит Устрялов-самозванец) и т. д. Каково забавляются наши передовики?! И в такую-то минуту, когда родина нуждается в единодушном подъеме всех сил на борьбу с внешним врагом. Что это, «сыны отечества» или «сукины сыны»? Можете себе представить, как, опираясь на «либералов», подняли голову все наши инородцы, а жиды с поляками в первом ряду» (Письмо С.В. Семенова к Д.Н. Вертуну от 28 янв. 1905 г. // ЦГИА. Ф. 909. оп. 1, д. 260. Л. 3 об.).

11. Шабельская Е.А. Сатанисты XX века. Спб., 1912. Ч. 1—2. С. 31.

12. Там же. С. 34.