То, во что окончательно не вылилась тяжба домов № 5 и № 7, то неясное, что заставило возлагать вину за судьбы постояльцев номера № 5 на Леонида Андреева, давно покойного, то, что не вошло в пеналы общежития им. монаха Бертольда Шварца, но все равно завершилось трупом, — то с неамбивалентной очевидностью было разыграно в коридорах, углах, комнатах и местах общего пользования квартиры № 3, известной более под названием «Вороньей слободки».
Тугоухие тридцатые годы ясно различали несущуюся из «Вороньей слободки» барабанную дробь осуждения «маленького мира маленьких вещей». Че-пу-ха!
Квартира № 3 противостоит сидящему на холодной льдине летчику Севрюгову не как маленький мир большому, а как Космос своей собственной части. Дом № 8 стоит по Лимонному переулку, летчик же Севрюгов — на 84-ой параллели среди торосов и айсбергов. Таким образом, «Воронья слободка» раскинулась на необъятных просторах «от финских хладных скал до пламенной Колхиды». Ответственным за столь обширную площадь может быть назначен только Князь Тьмы — мадам Люцифер, а населять — не малогабаритные домовые, а классические обитатели адской кухни, той самой кухни, где жильцы истязают Васисуалия Лоханкина.
«А может быть, так надо, — подумал он, дергаясь от ударов и разглядывая темные, панцирные ногти на ноге Никиты»1.
Нога эта, которая так привлекла внимание Васисуалия Андреевича, принадлежит Никите Пряхину. «Темный, панцирный ноготь» — это уже не ноготь, а извините, коготь. А вспомнив «Контору по заготовке Когтей и Хвостов», мы без труда устанавливаем подлинный, копытно-рогатый облик Никиты. Аналогичным образом идентифицируется «злой, как черт» Гигиенишвили с «дьявольскими глазами».
Кроме указанных и общеизвестных примет, в нашем распоряжении имеются уже знакомые специфические — ильфопетровские — приемы адостроения: примус, над стонущим огнем которого склоняется Пряхин, и «самоварный дым», наполняющий сгорающий дом (пользуемся случаем обратить внимание читателя на математическую точность выбора эпитета: соотносись действительное описание пожара с пожарной действительностью, эпитет «самоварный» применительно к догорающему зданию выглядел бы идиотским; в своем же истинном значении — портативного ада — самовар вскрывает подлинный смысл происходящего). В адской перспективе объяснима и борьба обитателей «Вороньей слободки» с летчиком Севрюговым: это борьба исчадий ада с ангелом («А не летай, не летай! Человек ходить должен, а не летать. Ходить должен, ходить» — Н. Пряхин2). Васисуалий Лоханкин, напротив, есть объект не ангелологии, но социологии — в этом А. Белинков прав, но социология, в данном случае, выводится из демонологии. В самом деле, вернемся к сути конфликта: Лоханкин В.А., несмотря на многочисленные предупреждения, в том числе и письменные, упорно отказывался гасить свет, тот именно СВЕТ, который «и во тьме светит, и тьма не объяла его». То есть, Васисуалий Лоханкин, говоря простыми словами, есть луч света в темном царстве, и трагедия его — трагедия не ренегата собственного класса (и в этом А. Белинков не прав), а трагедия интеллигента-просветителя, в сходных выражениях описанная и Б. Пастернаком:
А сзади, в зареве легенд
Дурак, герой, интеллигент
Горел во славу темной силы,
Что потихоньку по углам
Сама его же поносила
За подвиг...
Ср. из монолога Васисуалия: «А я думаю, что, может, так надо. Быть может, я выйду из пламени преобразившимся, а?»3.
Сколь ни ошеломляющи наши разоблачения, нераскрытым остался Пожар. В самом деле, если Ад есть исходная модель «Вороньей слободки», пожару в ней места нет — в аду пламя не гаснет.
Откуда же прилетела та искра, из которой возгорелась «Воронья слободка»?
Примечания
1. Т. 2, стр. 155.
2. Т. 2, стр. 149.
3. Т. 2, стр. 239.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |