ГРОЗА ОМЫЛА МОСКВУ 29 АПРЕЛЯ, И СТАЛ СЛАДОСТЕН ВОЗДУХ, И ДУША КАК-ТО СМЯГЧИЛАСЬ, И ЖИТЬ ЗАХОТЕЛОСЬ (ЗП, 1).
Начался, как пишут исследователи, «театральный период» в жизни Булгакова. Признаюсь, такая периодизация мне непонятна. А когда, скажите, в его жизни не было театра?
Одно из первых приобщений Михаила Булгакова к таинствам театрального искусства: роли лешего и атамана разбойников в домашнем спектакле «Царевна Горошина». Режиссер — мама, В.М. Булгакова. Мише — 12 лет.
«Миша исполняет роль Лешего, играет с таким мастерством, что при его появлении на сцене зрители испытывают жуткое чувство» (Н.А. Булгакова-Земская; БД, с. 202).
Готовя себя к артистической карьере, или просто для своего удовольствия, он играет в домашних спектаклях:
мичмана Деревеева в водевиле «По бабушкиному завещанию»,
Хирина в «Юбилее» Чехова,
жениха в «Предложении» Чехова,
спирита в фантазии «Спиритический сеанс».
Летом 1910 года участвует в платных любительских спектаклях в поселке Буча, исполняет роли:
начальника станции в комедии «На рельсах» Хлопова,
дядюшки в комедии «Разлука та же наука» Григорьева,
Арлекина в одноактной пьесе «Коломбина»...
Участвует в постановках пьес-шарад:
«Шарады проходят эволюцию: ставят пьесы из нескольких актов в зависимости от числа слогов: на-след-ник, о-трава. Сейчас шарады гвоздь нечетных суббот, и действительно некоторые номера очень удачны» (И.М. Булгакова — Н.А. Булгаковой. 24.XI.1913).
Сочиняет шуточные пьесы «для домашнего употребления»:
«Поездка Ивана Павловича в Житомир»;
«Tempora mutantur, или Что вышло из того, который женился, и из другого, который учился»;
«С мира по нитке, голому шиш»... (ВМБ, с. 61—63; БД, с. 202—203).
В 1920—1921 годы во Владикавказе:
читает вступительное слово перед спектаклями;
заведует театральной секцией подотдела искусств;
преподает в Народной драматической студии;
пишет пьесы:
«Самооборона» (премьера — 4 июня 1920 г.);
«Братья Турбины» (премьера — 21 октября 1920 г.);
«Глиняные женихи» («Вероломный папаша») (1920);
«Парижские коммунары» (премьера — 18 (?) марта 1921 г.);
«Сыновья муллы» (премьера — 15 мая 1921 г.).
В 1921—1922 годах в Москве:
задумывает исторической драму о Николае II и Распутине;
поступает актером в бродячую труппу.
С 1925 года — сотрудничает с московскими, ленинградскими и периферийными театрами.
Работает консультантом в Театре рабочей молодежи (апрель 1930 — март 1931 гг.);
ассистентом режиссера во МХАТе
В 1925—1939 гг. написал 14 пьес и инсценировок,
2 киносценария,
4 оперных либретто.
Пьесы: «Дни Турбиных» (1925—1926; премьера — 5 октября 1926 г.);
«Зойкина квартира» (1925—1926, 1935; премьера — 28 октября 1926 г.);
«Багровый остров» (1926—1927; премьера — 11 декабря 1928 г.);
«Бег» (1927—1928, 1933, 1934);
«Кабала святош» (1929, 1931; премьера — 16 февраля 1936 г.);
«Блаженство» (1929, 1933—1934);
«Адам и Ева» (1930—1931);
«Александр Пушкин» (1934—1935);
«Иван Васильевич» (1934—1935);
«Батум» (1938—1939).
Инсценировки:
«Мертвые души» (1930);
«Война и мир» (1931—1932);
«Полоумный Журден» (1932);
«Дон-Кихот» (1937—1938).
Киносценарии: «Мертвые души» (1934—1935);
«Ревизор» (1934—1935).
Переводы: «Скупой» Ж.Б. Мольера (1935—1936);
«Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1936).
Либретто опер:
«Минин и Пожарский» (1936—1937);
«Черное море» (1936—1937);
«Петр Великий» (1937);
«Рашель» (1938—1939).
* * *
Как видим, никакого театрального «периода» в жизни Булгакова не было. А была жизнь в театре, и был театр в жизни — был никогда и никуда не исчезавший некий ирреальный «мир», параллельный миру реальному, манящий «мантией мишурной», мир прелестной игры и восхитительных иллюзий. Предранние (киевские) и ранние (владикавказские) драматургические опыты приоткрыли его завесу, и неизбежным стало время, когда тот, кто призван стать автором, должен в этот мир войти.
— ЭТОТ МИР МОЙ, — скажет он, входя в него.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |